Прибыли этот бизнес пока не приносит, но может выйти в плюс в этом году.
За два года в мире продано чуть менее 100 000 YotaPhone
Д. Абрамов / Ведомости

«Короче, Apple напрягся», – пошутил премьер-министр Дмитрий Медведев, получив в декабре 2013 г. из рук гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова первый российский смартфон YotaPhone. Главная особенность устройства – два дисплея, один из которых (черно-белый) работает по технологии «электронных чернил» E-ink и сохраняет изображение даже при севшей батарее.

 

Разработчик смартфона – Yota Devices, несколько лет назад выделившаяся из мобильного оператора Yota, не раскрывала ни выручку, ни общее количество проданных устройств; известно было лишь, что она убыточна. В четверг все эти показатели опубликовал гонконгский Rex Global Entertainment, готовящийся к покупке 30% Yota Devices за $46,2 млн у Telconet Capital Limited Partnership Сергея Адоньева и Альберта Авдоляна.

 

Из отчета Rex Global следует, что за все время с момента начала продаж и по конец сентября 2015 г. Yota Devices продала более 63 000 устройств. А к концу 2015 г. – уже 96 000, следует из слов гендиректора Marsfield (управляющая компания Telconet) Екатерины Лапшиной. Только в конце 2015 г., когда компания снизила цены, было раскуплено 12 000 устройств, добавила она.

 

Выручка Yota Devices за девять месяцев 2015 г. составила $15,9 млн – на 11% больше, чем годом ранее. Если такая же динамика сохранилась и в IV квартале, то за весь 2015 год компания могла заработать $33 млн. Товарные запасы на складах Yota Devices оценивались в конце сентября 2015 г. в $9 млн. На практике складские запасы редко превышают 25% годового оборота – производители обычно делают запас на три месяца вперед, говорит гендиректор российского представительства Lenovo Глеб Мишин. У Yota Devices они выше нормы – видимо, компания ожидала большего спроса, предполагает он. Абсолютные цифры продаж тоже свидетельствуют о невысоком спросе: только российский рынок исчисляется несколькими десятками миллионов устройств ежегодно, рассуждает Мишин. Вклад России в выручку Yota Devices за девять месяцев 2015 г. составил 50,7%.

 

Невысокий спрос Мишин объясняет узостью продуктовой линейки компании и высокой ценой устройства. Цена YotaPhone 2 на официальном сайте – 21 990 руб. С этим согласен собеседник «Ведомостей», знакомый с руководством Yota Devices. Второго экрана оказалось недостаточно, чтобы стимулировать спрос: сценарии его применения оказались не так привлекательны для покупателей, считает он. Вдобавок второй YotaPhone вышел на рынок в декабре 2014 г., как раз когда обвалился рубль. Лапшина согласна: девальвация сказалась на продажах.

Читать далее