Развитие аэропорта Симферополь до 2018 года обойдется примерно в 50 млрд руб. Часть этой суммы на реконструкцию ВПП потратит бюджет, но основные средства — 30 млрд руб. на строительство терминала — придется взять у немногочисленных банков, что рискуют работать под санкциями в Крыму.
Аэропорт Симферополя построят местные банки
Виктор Коротаев / Коммерсантъ

Но эксперты замечают, что заявленная пропускная способность нового терминала — 7 млн человек в год — занижена, в перспективе пассажиропоток в Крым будет больше — до 12 млн пассажиров.

 

Инвестиции в строительство нового аэровокзального комплекса аэропорта Симферополь составят 30 млрд руб., сообщил вчера гендиректор аэропорта Евгений Плаксин. Основное финансирование предусмотрено за счет пула банков, работающих в Крыму: это Генбанк, банк "Россия", РНКБ. Обращение за поддержкой в "материковые" банки, по словам господина Плаксина, результата не принесло. Предварительное согласие на участие в проекте уже дали банк "Россия" и РНКБ, сообщил он. В Генбанке "Ъ" подтвердили участие в финансировании проекта, но отказались разглашать условия. В РНКБ "Ъ" заявили, что "готовы инвестировать в развитие экономики Крымского ФО", а проект аэропорта "находится на первоначальной стадии рассмотрения". В банке "Россия" комментариев не дали.

 

На эти средства будет построен не только сам терминал, но также здания для спецтранспорта, грузовой склад, цепь бортового питания, здания служб контрольных органов, подъездные пути и другая инфраструктура. По плану будет создана управляющая компания с участием структур, финансирующих проект (вхождение основных аэропортовых холдингов РФ не предполагается). Пропускная способность терминала составит 7 млн пассажиров. Потребуется и реконструкция взлетно-посадочной полосы (ВПП; ее половина с 2000-х годов используется как рулежная дорожка), длина обновленной ВПП будет увеличена с 2,7 тыс. до 3,2 тыс. м. В апреле Главгосэкспертиза должна одобрить смету, предварительно оцениваемую в 13 млрд руб. (средства есть в ФЦП по Крыму). Оба проекта должны завершиться к 2018 году. По прогнозам господина Плаксина, в этом году пассажиропоток вырастет на 10% к 2015 году, когда он составил 5 млн человек. Говоря о развитии аэропорта Бельбек в Севастополе как филиала аэропорта Симферополя (об этом см. "Ъ" от 21 марта), Евгений Плаксин сообщил, что параметры станут ясны после определения прогнозного пассажиропотока.

 

С 2014 года, когда Крым был присоединен к России, инвестиции собственных средств в аэропорт Симферополя составили около 2 млрд руб., из которых 500 млн руб. были направлены на авиабезопасность. В этом году была модернизирована система аэронавигации: вместо украинской "Виктории" в симферопольском центре воздушного движения была установлена российская "Галактика". По словам директора филиала "Крымаэронавигация" ГК по ОрВД Игоря Суворова, в 2014-2015 годах на модернизацию было потрачено 519 млн руб. из средств корпорации, до 2020 года на это предусмотрено 2,6 млрд руб. Впрочем, пока система может, по сути, обслуживать только внутрироссийские рейсы: воздушное движение над крымской частью Черного моря закрыто из-за споров между Москвой и Киевом, считающим Крым своей территорией. По словам главы Росавиации Александра Нерадько, две трассы, которые, по мнению Европейского агентства по безопасности полетов (EASA), соответствуют требованиям безопасности, пока используются только украинскими и турецкими перевозчиками. Во времена "Крымаэроруха", управлявшего воздушным движением в секторе до 2014 года, трассы над Черным морем считались "золотыми" и приносили $25-30 млн в год.

 

Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко отмечает, что аэропорту Симферополя нужно расширение: пассажиропоток уже заметно превышает пропускную способность и будет расти, особенно с учетом закрытых Турции и Египта. Но рассчитывать терминал на 7 млн пассажиров бессмысленно, считает он, в этом году их уже будет 6 млн, пропускная способность должна составить 10-12 млн человек с возможностью расширения. Цена 30 млрд руб. скорее соответствует таким параметрам, отмечает эксперт, напоминая, что столько стоило строительство терминала в Пулково (17 млн пассажиров), но себестоимость строительства в Крыму выше из-за неудобной логистики и ограниченного доступа иностранных компаний.