Финансовые группы сэкономили на агентах.
Пенсионные фонды придержали прибыль
Коммерсантъ/Александр Петросян

Как "Ъ" сообщили в ПФР, наибольший рост клиентской базы по итогам переходной кампании 2015 года получил НПФ Сбербанка (1,115 млн клиентов) и два фонда группы БИН: "Европейский" (900 тыс.) и "Доверие" (600 тыс.). Они же стали лидерами по числу переходов из НПФ в НПФ — "Европейский" (570 тыс.), НПФ Сбербанка (439 тыс.) и "Доверие" (340 тыс.). Самое сильное уменьшение клиентской базы по итогам 2015 года было зафиксировано в Промагрофонде (215 тыс. клиентов), НПФ электроэнергетики (175 тыс.) и НПФ "Будущее" (170 тыс.). Показательно, что на Промагрофонд, "Электроэнергетики" и "Будущее" приходится минимальный приток клиентов из ПФР — всего 86,5 тыс. на троих. Максимальный отток клиентов в другие НПФ допустили Промагрофонд (345 тыс.), НПФ "КИТ Финанс" (322 тыс.), НПФ РГС (316 тыс.) и НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" (310 тыс.). Однако три фонда из этой четверки компенсировали негативный результат в этом сегменте активной работой по привлечению клиентов из ПФР.

 

В общей сложности по итогам кампании были одобрены заявления на переход клиентов из ПФР (4,09 млн) и других НПФ (3,14 млн). Отметим, кампания по переводу пенсионных накоплений 2015 года стала рекордной по отчислениям НПФ агентам в расчете на одного реально привлеченного клиента (см. "Ъ" от 25 марта). По оценкам участников рынка, на оплату услуг агентов по привлечению клиентов НПФ направили около 12 млрд руб.— почти половину доходов от управления средствами граждан в 2015 году (до 25, 8 млрд руб.).

 

В НПФ "Будущее" сообщили, что в рамках группы О1 активным привлечением клиентов занимался Стальфонд, с которым в настоящее время объединяется в один фонд. "Стратегией "Будущего" на 2015 год активные продажи услуг предусмотрены не были. Однако объединенный фонд за 2015 год привлек около 700 тыс. клиентов по обязательному пенсионному страхованию",— отметил гендиректор НПФ "Будущее" Николай Сидоров.

 

В НПФ электроэнергетики вчера сообщили, что в прошлом году стратегия фонда была в большей степени "ориентирована на усиление присутствия на рынке корпоративных пенсионных программ и развитии негосударственного пенсионного обеспечения". В Промагрофонде не стали комментировать итоги переходной кампании до рассмотрения ее результатов советом директоров. Впрочем, как отмечают частники рынка, Промагрофонд входит в одну группу вместе с НПФ "КИТ Финанс", а НПФ электроэнергетики — вместе с "ЛУКОЙЛ-Гарантом".

 

Инвестиционный доход НПФ стал серьезной величиной, сопоставимой с перечислениями средств пенсионных накоплений из ПФР в НПФ, в 2015 году — 172 млрд руб. и 259 млрд руб. соответственно. "В чем мой интерес, если мне завернули половину заявлений, а те клиенты, которые пришли,— были с небольшими суммами накоплений? И как объяснить акционерам такие затраты? А прибыль — весомый козырь в споре об эффективности",— поясняет руководитель фонда из топ-10. Директор НПФ "Национальный" Светлана Касина также отмечает, что на фоне роста числа забракованных заявлений о переводе накоплений ряд игроков отказались от активного привлечения. "Мы сконцентрировались на работе с существующими клиентами, и нам удалось сохранить 85% из них. Одновременно это позволило существенно сэкономить на агентах",— отметила госпожа Касина.

 

Однако когда в группе всего один фонд, то необязательно экономить на привлечении. По оценке гендиректора НПФ Сбербанка Галины Морозовой, решение об остановке привлечения новых клиентов НПФ в среднесрочной перспективе вряд ли можно назвать удачным: "Для нас привлечение новых клиентов — вопрос принципиальный".

 

Павел Аксенов