Товарооборот в России в 2015 году резко упал. Но покупок в Интернете это не коснулось.
Столица переехала в Сибирь
Depositphotos.com

Платежная система PayPal и агентство Data Insight представили свое третье ежегодное исследование рынка электронных платежей в России. Как оказалось, кризисные явления в экономике действительно повлияли на поведение российских плательщиков, но не совсем так, как можно было бы ожидать.

 

Для своего исследования исследовательское агентство Data Insight, специализирующееся на рынке электронной коммерции, провело онлайн-опрос по методике TNS, объем выборки составил 4 100 интернет-пользователей в возрасте от 18 до 64 лет. В опросе участвовали жители российских населенных пунктов всех типов. Полученные результаты сравнивались с цифрами за 2014 и 2015 годы.

 

Доля интернет-пользователей, совершающих онлайн-покупки, выросла за год на 6 процентных пунктов, с 66% до 72%. В последние 30 дней перед опросом что-либо покупали 54% опрошенных, что на 4 п. п. больше, чем в прошлом году.

 

Самыми «сетевыми» товарами, как и в прошлые годы, оказались книги (50% покупается онлайн) и электроника (46%), им уступают детские товары (35%), косметика, одежда и обувь (по 29%), товары и запчасти для автомобиля (30%), а также товары для дома и дачи и стройматериалы (20%). При этом заметно чаще в Интернете стали покупать книги и электронику (рост с 34% и 36% в 2014 году соответственно), и товары для дома и дачи (с 13%). А вот автотовары все три года стабильно покупают в 30% случаев.

 

 

84% опрошенных платят онлайн хотя бы раз в 30 дней, а вот расплачивается картой в магазине несколько меньшая доля — 80%. Самым популярным способом онлайн-платежа ожидаемо оказались карты (73%), за ними следует интернет-банк (62%), и с большим отрывом отстают электронные кошельки (32%).

 

Слоганом презентации исследования было «Сибирячки платят чаще москвичек». Такой неожиданный вывод авторы сделали исходя из того факта, что регулярно платят онлайн 59% опрошенных из Сибири, и 58% опрошенных женщин. По всей видимости, это обусловлено, среди прочих причин, худшей доступностью банкоматов и отделений банков в Сибири и меньшей развитостью офлайн-торговли. Многие сибиряки (и сибирячки) могут купить часть желаемых товаров лишь через Интернет. 33% всех опрошенных живут дальше чем в километре от отделения банка, 6% — далее 10 км от банка, у 3% в радиусе 10 км нет банкоматов.

 

По выводам Data Insight, главный стимул онлайн-покупок — удобство. 40% отметили, что для них главным является возможность платить откуда угодно, где есть Интернет. 16% отметили удобство выбора товара — можно просмотреть большее число вариантов и почитать отзывы. Для 13% важной оказалась возможность совершать покупки в любое время суток.

 

 

По подсчетам авторов исследования, респонденты потратили на пользование офлайн-банкингом (банкоматами и отделениями банков) немало времени. 19 часов 12 минут ушло на банкоматы, 11 часов 48 минут — на отделения банков. На каждого респондента пришлось по 6,2 подхода к банкомату по 15 минут и по 1,75 обращения в банк (по 33,5 минуты за раз). Всего за год вышло внушительное время — 31 час. По мнению PayPal и Data Insight, гораздо продуктивнее было бы сэкономить его, пользуясь онлайн-платежами. И с этим трудно поспорить.

 

 

Несмотря на то что банкиры отмечают рост спроса на наличные, исследование выявило рост доли безналичных в деньгах, выделяемых на текущие расходы (то есть без учета накоплений). В 2015 году опрошенные хранили 61,8% денег в электронном виде, а в 2016 году — уже 62,5%. Львиную долю безнала (62%) люди хранят на основной дебетовой карте (чаще всего на зарплатной).

 

Ожидаемо выросла доля пользователей, покупающих посредством смартфона (на 9 п. п. за год), и доля, совершающих платежи через смартфон (на 11 п. п.). Всего 66% опрошенных используют для платежей и покупок свои смартфоны.

 

У 52% респондентов на смартфоне установлены приложения мобильного банкинга, у 38% — приложения различных магазинов, заметно менее популярными оказались приложения онлайн-платежей (26%) и сервисов объявлений (27%).

 

Несколько вопросов в исследовании были посвящены P2P-переводам, то есть одним физическим лицом другому. Выяснилось, что ими пользуются 69% опрошенных. 26% переводят деньги частным лицам за покупки (то есть приобретают с рук), 6% оплачивают совместные покупки. 20% респондентов разово переводили деньги родственникам, 13% делают это регулярно. Используются P2P-платежи и для оказания финансовой помощи: 16% помогали друзьям и знакомым, а 4% переводили деньги незнакомым людям.

 

Разумеется, PayPal не могла не исследовать отношение россиян к приему электронных платежей для личного бизнеса. 46% респондентов ответили, что с онлайн-платежами продавать свои услуги или товары проще, 27% такие платежи действительно получали или получают. Касательно того, что продают в Интернете, 20% отметили консультации (по информационным технологиям, по юриспруденции, сюда же относятся посреднические услуги), 19% занимаются продажей hand-made-товаров, 11% продают услуги разного рода дизайна (разработка сайтов, интерьеров и т. д.), 7% — офлайн-услуги, от ремонта до массажа, и 7% пишут и переводят тексты.

 

Больше всего (42%) среди онлайн-бизнесменов оказалось женатых мужчин в возрасте от 18 до 34 лет, проживающих в городах с населением от 100 тыс. Этот показатель вырос с прошлого года на 15 п. п.

 

Из представленных результатов можно сделать вывод, что кризис на поведение плательщиков не повлиял практически никак. Рост платежной онлайн-активности обусловлен развитием онлайн-торговли и электронных средств платежа, и даже возложенная на торговые предприятия обязанность принимать к оплате карты не смогла повернуть тенденцию. Платить в Интернете удобно, и повышение цен этого ничуть не отменяет. В условиях экономических трудностей цена времени лишь растет.