В IV квартале МТС расширила сеть своих салонов на 9%.
За 2015 г. МТС вложила более 500 млрд рублей на развитие розничной сети
А. Гордеев / Ведомости

Число магазинов МТС за 2015 г. выросло на 921 до 5166 салонов, следует из материалов компании. Более половины годового прироста (471 из 921 салона) пришлось на октябрь – декабрь 2015 г.

 

Количество собственных точек продаж выросло на 566 салонов до 3485. Открытие одного салона обходится оператору в 1–1,5 млн руб., говорит источник, близкий к рознице МТС, и подтверждает представитель оператора Дмитрий Солодовников. Таким образом, за год МТС потратила на открытие новых магазинов от 0,56 млрд до 0,85 млрд руб.

 

Весной 2015 г. из-под влияния МТС ушла розничная сеть «Связной» – у нее сменился владелец. В результате уже в двух крупнейших мультибрендовых сетях перестали продаваться контракты МТС (из «Евросети», по 50% которой принадлежат «Вымпелкому» и «Мегафону», оператор ушел еще раньше). МТС пришлось увеличивать сеть салонов и активно привлекать в нее клиентов. В апреле 2015 г. МТС объявила, что будет продавать смартфоны почти по себестоимости. Это сказывается на ее финансовых показателях. В III квартале 2015 г. рентабельность МТС по OIBDA снизилась на 4 п. п., причем из них 2,2 п. п. пришлось на продажи устройств.

 

Розничная стратегия МТС приносит результаты, уверяет Солодовников, добавляя, что абоненты, которые приходят к оператору через этот канал, более лояльны и больше пользуются услугами, в том числе финансовыми.

 

В IV квартале (компания отчитывается за него в понедельник, 21 марта) влияние розничной стратегии МТС на рентабельность группы будет не меньше, прогнозирует аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. При этом деньги, потраченные МТС на открытие магазинов, являются частью капитальных затрат и на рентабельности не отражаются, отмечает он. По его словам, показатели рентабельности МТС размывает не само открытие салонов, а рост оборота розницы, который у МТС низкомаржинален.

 

Инвестиции МТС в открытие салонов, по мнению аналитика Газпромбанка Сергей Васина, абсолютно оправданны. Это не такая большая сумма по сравнению со всеми капитальными затратами МТС, считает он. В 2015 г., по прогнозам МТС, ее капитальные затраты должны были составить 92 млрд руб. А после расставания со «Связным» у оператора есть острая потребность в развитии собственных каналов дистрибуции, говорит Васин. Для МТС розница скорее маркетинговый проект, чем полноценный бизнес, считает он, ведь МТС торгует устройствами с низкой маржинальностью, чтобы повысить лояльность абонентов и увеличить интернет-трафик.

 

Увеличение количества розничных точек Солодовников называет «ответом на агрессивные действия конкурентов по наращиванию рыночной доли за счет контролируемых розничных сетей». Розничные сети сами выбирают, с кем из операторов им интереснее работать, замечает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Представитель «Мегафона» не стала это комментировать.

 

Сеть МТС – крупнейшая среди сотовых ритейлеров в России. У «Евросети» более 4000 салонов и их количество уже несколько лет практически не меняется, говорит представитель сети Ульяна Смольская. Ритейлер ориентируется на эффективность магазинов: все салоны должны быть рентабельны, выгодные локации не бесконечны, поэтому «Евросеть» выбрала для себя оптимальное количество магазинов. По словам Смольской, средняя площадь одного салона «Евросети» составляет 40–45 кв. м, а стоимость открытия торговой точки не превышает 1 млн руб.

 

У «Связного» на конец 2015 г. было 2820 магазинов в 919 городах России, говорит представитель ритейлера Мария Заикина. Сеть даже становится меньше – в конце сентября 2015 г. в ней было 2900 салонов. Необходимости увеличивать их число нет, поскольку 25% продаж приходится на онлайн-каналы, объясняет Заикина. «Связному» открытие точки обходится в среднем в 1–1,1 млн руб. в зависимости от местоположения, в целом же на рынке сотового ритейла стоимость открытия магазина площадью 50 кв. м и более составляет 1,2–1,5 млн руб., подтверждает Заикина.

 

Айбашева говорит, что по итогам 2015 г. собственная сеть «Вымпелкома» насчитывала более 1450, а с учетом франшизы – более 3500 офисов. Оператор не гонится за количеством и прежде всего считает важным их качество, объясняет она. С учетом «Связного» и «Евросети» на конец 2015 г. контракты оператора продавались примерно в 46 000 точек, говорит Айбашева.

 

На конец 2015 г. у «Мегафона» было около 2100 собственных салонов, на 100 больше, чем годом ранее, сказала представитель оператора Юлия Дорохина. Вместе с франчайзинговыми салонами и «Евросетью» контролируемые розничные каналы «Мегафона» достигают 7000 точек, говорит она.

 

http://cdn.vedomosti.ru/image/2016/28/1avsnd/default-1ore.png