Иностранные компании ищут, чего хотят обычные потребители, и находят.
Кто выиграл от рецессии в России
Анастасия Кулагина / Коммерсантъ

В прошлом году Naspers Ltd. (JSE: NPN) потратила 1,2 млрд долларов на покупку крупнейшего в России сайта частных объявлений Avito. Столь агрессивная ставка в условиях экономического спада начинает приносить плоды: с каждым днем потребители покупают все больше комиссионной одежды, автомобилей и домашних животных. Только за 2015 год продажи сайта выросли на 55%.

 

После сделки с Naspers общая капитализация Avito составила 2,4 млрд долларов. По этому показателю компания занимает третье место после оператора социальных сетей Mail.ru Group Ltd (LSE: MAIL) и поисковой системы Yandex NV (MCX: YNDX). В 2015 году выручка Avito росла самыми быстрыми темпами из трех компаний. Способствуют этому экономические трудности, вызванные падением цен на нефть.

 

Один из партнеров московского исследовательского центра Data Insight Федор Вирин говорит:

В усло­ви­ях эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са ко­ли­че­ство сде­лок между по­тре­би­те­ля­ми рас­тет — мы пред­по­чи­та­ем про­да­вать то, что иначе вы­бро­си­ли бы, или по­ку­пать по­дер­жан­ные то­ва­ры вме­сто новых.

Рост Avito по­мо­га­ет пред­се­да­те­лю со­ве­та ди­рек­то­ров Naspers Коосу Бек­ке­ру в его уси­ли­ях убе­дить мир, что юж­но­аф­ри­кан­ская ком­па­ния — боль­ше, чем ги­гант­ский вен­чур­ный фонд, ос­но­ван­ный на един­ствен­ной слу­чай­ной ин­ве­сти­ции.

 

 

Naspers по­лу­чил из­вест­ность в 2001 году, вло­жив 32 млн дол­ла­ров в ма­ло­из­вест­ную ки­тай­скую ин­тер­нет-ком­па­нию Tencent Holdings Ltd (HKG:0700). Се­год­ня доля Naspers в Tencent оце­ни­ва­ет­ся при­мер­но в 60 млрд дол­ла­ров — боль­ше, чем ры­ноч­ная сто­и­мость са­мо­го Naspers.

 

Иными сло­ва­ми, ин­ве­сто­ры не при­да­ют ни­ка­ко­го зна­че­ния дру­гим вло­же­ни­ям фонда, среди ко­то­рых круп­ней­шая в Аф­ри­ке сеть плат­но­го те­ле­ви­де­ния и ин­ве­сти­ции в де­сят­ки стар­та­пов.

 

По ито­гам фи­нан­со­во­го года, за­вер­шив­ше­го­ся в марте 2015-го, по­ступ­ле­ния от Tencent со­став­ля­ли около двух тре­тей общей вы­руч­ки Naspers в 73,1 млрд юж­но­аф­ри­кан­ских рэн­дов (4,7 млрд дол­ла­ров). Хотя при­быль от Tencent до вы­че­та про­цен­тов, на­ло­гов, из­но­са и амор­ти­за­ции оце­ни­ва­ет­ся в 19,8 млрд рэн­дов, под­раз­де­ле­ние элек­трон­ной ком­мер­ции ком­па­нии по­те­ря­ло 5,6 млрд рэн­дов.

Читать далее