Под воздействием кризиса россияне стали иначе тратить деньги. Экономисты уже заметили негативные тенденции, социологи – еще нет.
 Смена модели: россияне переходят от потребления к выживанию

В середине января 2016 года министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев назвал переход от потребительской модели поведения населения к сберегательной одним из основных рисков для российской экономики.

 

Хроника пикирующей экономики

 

Сберегательная модель, объясняет президент финансового холдинга MFX Group Игорь Волков, предполагает отказ от лишних трат, сэкономленные средства откладываются на «черный день». Фактически большая часть граждан, начиная такие сбережения, переходит к стадии «выживания» в кризисный период. В итоге получаем замкнутый круг: меньше зарабатываем – меньше тратим – падает потребление – падает спрос – падает производство – сокращают зарплаты – и цикл начинается заново.

 

Падение реальных доходов населения в 2015 году составило 4%, а реальная заработная плата рухнула на 9,5%. Раньше 2018 года власти не ожидают восстановления этих показателей, а представители властей, как известно, самые большие оптимисты в прогнозах. Уровень бедности по итогам 2015 года превысил 14%. Безработица, хотя и остается пока довольно низкой (5,8%), тем не менее, по сравнению с началом 2015 года выросла. Росстат сообщает: «Численность занятых в январе 2016 года, по сравнению с январем 2015 года, снизилась на 0,4 млн человек, что в значительной степени обусловлено сокращением численности населения в трудоспособном возрасте».

 

Из-за перехода россиян к сберегательной модели розничная торговля обвалилась на 10% и обороты продолжают падать. По данным Росстата, снижение расходов на товары и услуги в 2015 году стало самым крупным за последние три года. А по оценке Минэкономразвития, по итогам 2015 года розничная торговля показала наихудшие результаты за сорокалетний период.

 

Снижение потребительского спроса, указывает Игорь Волков, отразилось практически на всех сегментах рынка, начиная от недвижимости и авторынка, заканчивая товарами длительного пользования. Так, продажи автомобилей в 2015 году рухнули почти на 36%, а в декабре спад усилился до 45%. Аналогичная картина наблюдается и на рынке недвижимости – спрос на недвижимость в 2015 году сократился на 8-30% в зависимости от сегмента.

 

Та же самая картина и на рынке товаров длительного пользования. Обесценивание рубля и рост инфляции привели к тому, что около 70% жителей страны перешли на использование более дешевых товаров и товаров со скидкой. Пострадал и сектор услуг. За 2015 год объем платных услуг населению снизился по сравнению с 2014 годом на 2,1%, снижение объемов отмечено по девяти из 14 видов платных услуг, по которым ведется наблюдение за ценами.

Читать далее