Специалисты говорят, что ровно столько необходимо практического применения полученных знаний, чтобы стать специалистом и научиться делать свою работу хорошо. Это пять лет работы если только работать и почти десять, если сочетать работу с обучением.
Про свет в конце и 10 000 часов практики
Depositphotos.com

Понятно, если ты слесарь, продавец или дизайнер – пашешь, и через пять–десять лет начинаешь понимать что ты делал не так. Но как быть с практикой, если она связана с разрешением совершенно разных вопросов? Например, если ты управленец или консультант? Казалось бы – тоже самое. Но я почему-то не уверен. Да, компетенция управления развитием бизнеса формируется похожим образом, но ведь она слишком многогранна. Универсальные менеджеры годятся для компаний, где есть, например, выделенный корпоративный центр. Но если твой бизнес еще не дозрел до такой трансформации и ты, как управленец, вырос из предпринимателя, делающего всё своими руками? Сколько времени понадобится тогда, чтобы стать управленцем, сочетающим в себе навыки менеджера, маркетолога и производственника, подробно знающего технологические процессы, материалы и т.д.? Для этого надо собрать воедино весь список собственных должностных обязанностей, сложить его вместе и получить искомый ответ. Это двадцать, тридцать, сорок лет... Это и будет возрастом специалиста с фокусом на бизнесе. Занявшись им "с молоду" такие знания формируются, получается, уже после сорока. Что, собственно, очень похоже на правду.

 

Это тот возраст, когда бизнес начинает реально "получаться". Но это еще и тот возраст, в котором можно, как специалисту, начинать учить других. Багаж знаний уже проверен практикой, а случайные удачи были давно компенсированы ошибками. И сделаны соответствующие выводы. Но что происходит на практике? Каждая удача в бизнесе становится поводом научить других и пропиарить себя (и свой бизнес). Это можно назвать "делиться опытом", но в реальности получается, что это никакой не опыт. Да, конечно, есть те, кто прошел путь раньше других. И это здорово. Но это исключения. А если их не считать, то набираться опыта у тех, кто сильно старше (не только в физическом плане) – оказывается страшно скучно. Ведь у тебя уже получилось, первые шаги пройдены и успех близко. Поэтому радость новых знаний – это то, чем в спешном порядке хочется поделиться с окружающими. Желательно за деньги, но можно и так.

 

А в результате получается замкнутый круг. Мы делимся между собой решениями, которые в перспективе не приведут к необходимому нам результату. Просто потому, что делятся знаниями "бегущие", а не "достигшие". "Я слышал что вот этот инструмент отлично работает!" – "А я слышал, что правильно вот так!". Правильно для чего? Или для кого? С другой стороны – истории успеха столь же бесполезны, как и горизонтальный обмен знаниями.

 

Если говорить образно, то можно привести аналогию с фонарём в темноте. В первом случае для того, чтобы двинуться вперед, мы светим вправо или влево, но никак не перед собой. Во втором – мы видим свет вдалеке. Вроде бы понятно, куда идти, но ведь вокруг темно. И нет никакой уверенности, что пойдя на свет прямо ты не провалишься куда–нибудь, например.

 

Самое крутое – подсветить весь путь, т.е. получить все знания. На это способна только теория, но она существует не везде. Есть набор стратегических инструментов, который теоретически может это сделать – но свет будет слишком слабым для того, чтобы разглядеть  препятствия. Есть набор условно-тактических инструментов, позволяющих ярко высветить пятно впереди себя и двинуться в нужную сторону. Но и то и другое нельзя получить, находясь внутри своей информационной среды, т.е. общаясь с коллегами и единомышленниками. Потому как получение новых знаний – это всегда конфликт. Это ломка старых представлений и аргументированная замена их новыми. Т.е. это просто дискомфортно.

 

Но есть еще одна проблема. Это сам процесс получения знаний, который так же может быть пошаговым. И должен быть таковым. Освоив один инстумент мы переходим к более сложному. Это как итерационный процесс изучения иностранных языков: сначала чуть-чуть, но с каждым курсом... вроде бы тоже самое, но глубже и глубже. Вот именно на этот процесс и необходимы те самые десять тысяч часов: на последовательное освоение теории и подкрепление её практическими навыками. Без такого фильтра двигаться вперед не получится. Изучил – попробовал. Не получилось? Не выкинул эти знания, а отложил до следующей итерации. Вполне возможно, что именно более тонкого понимания общей картины не хватило для их применения прямо сейчас. Мне кажется, что двигаться возможно только так. Хотя нет... Двигаться возможно по-разному. Но быстрее всего получается именно так.

 

Похоже на идеологию mvp, не так ли? Разница лишь в том, что вы здесь не продавец, а покупатель. А это многое меняет :-)