Но Пекин боится сокращать присутствие в экономике, опасаясь социальных волнений.
Китаю приходится реформировать неэффективные госкомпании
Elizabeth Dalziel / AP

Несмотря на замедление мировой торговли и избыток мощностей в секторе контейнерных перевозок, на государственных верфях Китая хватает работы. Крупнейший в стране контейнерный перевозчик China Ocean Shipping Group (Cosco) заказал в прошлом году 11 огромных судов. По данным китайского делового издания Caixin, три из них будут крупнейшими в мире.

 

 

Негосударственных акционеров Cosco могло бы заинтересовать, зачем компании 11 кораблей стоимостью $15 млрд, при том что ее руководство само отмечает ослабление спроса и избыток предложения на рынке. Кроме того, заказ должен быть выполнен в 2018 г. Но, по оценке МВФ, объем мировой торговли в 2015 г. снизился на 12% в стоимостном выражении и большинство специалистов не ожидают улучшения ситуации в ближайшее время. Дело в том, что самой Cosco придется оплатить лишь небольшую часть стоимости судов, так как с 2013 г. министерство финансов предоставляет судовладельцам субсидии на замену старых кораблей новыми, которые строят госкомпании.

 

Cosco – яркий пример проблем, с которыми сталкиваются неэффективные китайские госкомпании. Исключая единоразовые статьи баланса, убыток Cosco за первые девять месяцев 2015 г. составил 3,8 млрд юаней ($580 млн). На конец сентября отношение чистого долга к собственному капиталу у нее было 206%. Это в три с лишним раза выше среднего показателя (66%) у компаний, акции которых размещены на Шанхайской бирже, по данным китайской Wind Information.

 

Темпы роста экономики Китая упали до самых низких за 25 лет, и самым важным шагом в ее реструктуризации эксперты называют решение проблемы неэффективных госпредприятий. Реформа госкомпаний и проблемы китайской экономики тесно связаны между собой, утверждает экономист Mizuho Securities Asia Цзянгуан Шэнь: «После нескольких лет убытков частные компании не могут продолжать работать в отраслях, где есть избыточные мощности. Владелец закроет или продаст их, но госпредприятия могут по-прежнему получать кредиты и поддержку правительства».

Читать далее