Эксперты Bain Егор Григоренко и Андрей Панов о том, как смартфоны меняют банковский бизнес.
Третья банковская революция
Depositphotos.com

Жизнь или кошелек? Формулировка самого острого вопроса последних двух тысячелетий неожиданно устарела буквально за пару лет. Опрос более 100 000 пользователей банковских услуг, проведенный Bain в 2015 г. по всему миру, показал, что уже более 50% потребителей предпочтут расстаться на день со своим кошельком, а не с мобильным телефоном. В Китае и Южной Корее доля «человека мобильного» достигает 80%.

 

Смартфон стремительно превращается не только в виртуальный кошелек, но и в банковское окошко. Уже 26% респондентов по всему миру используют телефон для изучения и покупки банковских услуг, в Китае эта доля превысила 50%.

 

Более того, вне зависимости от своего возраста потребители стали чаще использовать в работе с банками мобильные приложения, чем веб-сайты. Еще в 2013 г. не было ни одной страны, про которую можно было бы так сказать. В Китае, например, доля онлайновых банковских операций упала за два года с 40 до 25%, а доля мобильных выросла с 15 до 42%.

 

На наших глазах происходит третья банковская технологическая революция, которая полностью изменит представление о банковской индустрии в ближайшие годы. В свое время появление телеграфа позволило банкам создавать сети отделений, а использование компьютеров и компьютерных сетей стало основой для работы кредитных карт, банкоматов и бэк-офисных процессинговых центров. Наступление мобильных технологий вполне может привести к тому, что дети будущего десятилетия и с традиционными банковскими отделениями, и с кредитными картами будут знакомиться на страницах учебника истории.

 

Россия пока серьезно отстает от лидеров «мобилизации» индустрии. По данным самих банков, число активных пользователей онлайн-канала в нашей стране существенно больше, чем число пользователей мобильных приложений, а доминирующее число клиентов общаются с банком в отделениях. Например, по информации Сбербанка, из более чем 100 млн клиентов около 24 млн активно пользуются интернетом и только 10 млн – мобильным приложением. В «ВТБ 24» каждый пятый клиент использует интернет-банк, пользователей мобильного приложения почти в 10 раз меньше.

Читать далее