Российское судостроение все более ориентировано на гособоронзаказ. Впервые за долгое время по итогам 2015 года количество построенных на отечественных верфях военных кораблей превысило количество гражданских заказов.
В РФ военных кораблей построили больше, чем гражданских
Александр Коряков / Коммерсантъ

В стоимостном выражении военные заказы опережают гражданские уже три года. По мнению участников рынка и экспертов, в ближайшие годы доля военного кораблестроения продолжит расти: например, в 2016 году планируется сдать около 90 военных кораблей против порядка 80 гражданских судов.

 

По итогам 2015 года количество гражданских судов и военных кораблей, сданных отечественными верфями, упало по сравнению с 2014 годом на 23%, до 182 штук, следует из рейтинга агентства "Infoline-Аналитика" Infoline Shipbuilding Russia Top (есть у "Ъ"). Общий тоннаж построенных в России судов по итогам года сократился на 54% и составил около 200 тыс. тонн против порядка 440 тыс. тонн в 2014 году. При этом по тоннажу относительно уровня 2014 года упало как гражданское, так и военное кораблестроение — на 63% и 16% соответственно. В денежном выражении рынок упал на 22,5%, до 125,4 млрд руб. Негативную динамику рынок показывал весь год, и уже по итогам января--сентября было очевидно, что показатели и по количеству сданных судов, и по их стоимости будут ниже, чем годом ранее (см. "Ъ" от 19 октября 2015 года).

 

В прошлом году впервые за последние шесть лет количество сданных военных кораблей оказалось больше, чем гражданских. Военное кораблестроение в РФ уже с 2013 года опережает гражданское в стоимостном выражении (см. график на стр. 13) за счет технологической сложности кораблей и масштабного гособоронзаказа (ГОЗ), но гражданских заказов традиционно выполнялось больше, поскольку часто это серийные или простые в строительстве суда. По итогам 2015 года военные получили 99 кораблей, тогда как за этот же период судостроители сдали 83 гражданских судна. В стоимостном выражении военное кораблестроение в 2015 году обеспечило 82% заказов российских верфей (102,6 млрд руб.), а объем гражданских заказов в денежном выражении упал в 2,5 раза, до 22,8 млрд руб. В исследовании агентства "Infoline-Аналитика" отмечается, что с учетом производственной программы крупнейших российских верфей в 2016 году доля военного кораблестроения только продолжит расти — "на долю ГОЗ приходится порядка 45% от общего тоннажа судов, запланированных к сдаче в 2016 году". В прошлом году на военные корабли пришлось 35% от совокупного тоннажа всей продукции. С этим согласны источники "Ъ" среди судостроителей, которые отмечают, что "перекос в сторону военного кораблестроения, очевидно, будет сохраняться в ближайшие годы не только на фоне большого ГОЗа, но и из-за макроэкономической ситуации в стране".

 

 

По данным агентства "Infoline-Аналитика", в прошлом году лидером по тоннажу сданных судов стал Выборгский судостроительный завод государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). В 2014 году верфь не сдала ни одного судна, а в 2015 году — сразу два ледокола мощностью 16 МВт (ЛК-16) "Владивосток" и "Мурманск", которые строились совместно с верфью Arctech Helsinki Shipyard, также принадлежащей ОСК. На втором месте — также подконтрольное ОСК "Красное Сормово", которое в прошлом году сдавало танкеры проекта RST 27. На третье место поднялась "Окская судоверфь" (входит в UCLH Владимир Лисина), которая сдала три серийных танкера проекта RST 54 класса "Волга-Дон". Зеленодольский завод имени Горького поднялся с 26-го места в рейтинге в 2014 году сразу на пятое место благодаря сдаче двух малых ракетных кораблей проекта 21631 и плавдока.

 

При этом северодвинский "Севмаш", входивший в пятерку крупнейших судостроительных предприятий по совокупной стоимости сданных судов в 2013-2014 годах, по итогам 2015 года не завершил ни одного проекта: на "Севмаше" еще строятся четыре подводные лодки проекта 885М "Ясень-М", четыре подлодки проекта 955А "Борей" и подлодка К-139 "Белгород", их плановые сроки сдачи начинаются с 2017 года.

 

По подсчетам главы агентства "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, в 2016 году планируется сдать порядка 90 военных кораблей и более 80 гражданских судов. В денежном выражении стоимость сданных заказчику военных кораблей вырастет более чем на 40% за счет того, что "Северная верфь", "Янтарь" и Амурский судостроительный завод должны завершить работу над несколькими заказами. Стоимость сданных заказчику гражданских судов в 2016 году может вырасти почти в два раза, если ЛУКОЙЛу будут переданы платформы для месторождения имени Филановского, считает эксперт.