Не так давно очень хороший пример того, как digital меняет бизнес привёл в пример один из сотрудников McKinsey.
Построение экосистемы как способ соответствовать новым ожиданиям потребителей
depositphotos.com

Допустим, вы – это компания, которая выпускает небольшие настольные кухонные приборы. Для развивающихся рынков, где люди живут в небольших квартирах, много работают и вынуждены экономить на времени приготовления еды. Пусть это будет гибрид холодильника с двухсекционной микроволновкой, который разогревает ваш ужин по сигналу из вашего приложения. Крутой гаджет для кухни. Но вот что важно: люди хотят не "разогревать". Потребители хотят горячую пищу. И компания пошла дальше и стала помогать им в этом вопросе, включив в своё приложение разнообразные рецепты с системой поиска по ним. Это удобно и для потребителей (вспомним книги рецептов к микроволновкам), но так же удобно и для компании. Потому как она, собирая информацию о поведении своих потребителей через приложение, понимая их предпочтения в еде, уровень их доходов, размер домохозяйства и т.д. – может лучше адаптировать под их нужды собственные продукты, добавляя или удаляя разные функции, меняя размер изделий и т.п. Более того, для подгрева интереса к приложению, через который компания получает big data, компания может включать в него различные купоны, чтобы сделать покупки продуктов более выгодными и заодно привлечь траффик к себе. А ведь мы говорим о компании, которая делает бытовую технику. Расширяя собственную экосистему благодаря digital она становится... поставщиком продуктов, который экономит и деньги и время.

 

Именно в этом и суть digital. Это не какой-то отдельный и дополнительный канал взаимодействия. Это принципиально новый взгляд на потребности и потребителей, который компания способна реализовать при помощи новых технологий взаимодействия. Более того... компания перестает производить только товар. Вкусно, полезно, экономно и быстро поесть – это сервис. И если раньше под продуктом мы подразумевали или товар или услугу, то теперь это две неразрывно связанные части.

 

Помните знаменитую метафору про молоток и дырку в стене, в различных её вариациях. Раньше всё, что связано с дальнейшем развитием этой мысли ("покупатель покупает картину на стене" и "покупатель приобретает душевное спокойствие") – была вотчина креативных агентств. Они и сейчас не стесняются использовать конструкции формата "не просто пельмени, а свобода творчества". Но вся эта креативная болтовня, рассмотренная под призмой digital и сервисной экономики – становится не плодом воображения больного на голову криэйтора из брендингового агентства, а реальной экосистемой бизнеса формата digital.

 

Конечно, это слово уже успели контекстно–окрасить различные SEO и SMM агентства. Но их "диджитал", означающий сайты, мобильные приложения и контент для социальных сетей – это понимание одного, дополнительного канала для бизнеса, который даже не собирается меняться. (Поэтому, кстати, и приживается по-тихоньку определение digical). И такое нежелание меняться часто заставляет компанию упускать громадное количество возможностей сейчас. Даже несмотря на то, что постоянная оптимизация цепочек поставок делает большинство бизнесов лишними на рынке.

 

Основная проблема компаний, обходящих стороной изменения – в том, что они рассматривают традиционный, продуктов-ориентированный подход, как единственный работающий. Наш продукт самый экономичный / эффективный / безопасный / вкусный.... Но конкурентная среда и современные технологии, прозрачные каналы взаимодействия и возможности изменений в реальном времени порождают совершенно иную потребность.

 

Люди не хотят покупать товары. Люди хотя решать проблемы. В этом причина успеха Apple. В этом суть популярности Netflix или Amazon. Мне не нужна кредитная карта. Мне хочется не думать о деньгах. Мне не нужен кухонный комбайн, мне нужен вкусный ужин. Это простые слова и банальные истины. Это все понимают. Но кто из красивого обещания делает реальный факт? Кто создает эти самые экосистемы? Даже священные коровы российского бизнеса, на которые молятся стартаперы, не предлагают решения. Они предлагают продукты. И это значит – что они устарели. Устарел ТКС, устарел "Точка" и многие, многие другие крутые инновационные проекты. Чтобы соответствовать новым реалиям – им надо смотреть глубже и решать проблемы комплекснее. Иначе в новой экономике место будет найти сложно.

 

slavinsky.livejournal.com