Экономист Евгений Гонтмахер о том, без чего нет смысла обсуждать «Стратегию-2030».
Как Россия может выбрать Европу
Артем Пигарев / Коммерсантъ

Часть экспертного сообщества сейчас начинает вовлекаться в обсуждение основных положений «Стратегии-2030». Дело, казалось бы, привычное: в 2000 г. была презентована «программа Грефа», в 2011 г. – «Стратегия-2020». Вот только эти документы, разработанные лучшими профессионалами страны, почему-то так и остались ворохом бумаг. Жизнь в России пошла совершенно другим путем: вместо модернизации страны мы получаем ее архаизацию, вместо диверсификации экономики – ее еще большую примитивизацию, вместо развития человека – его деградацию как гражданина и работника.

 

В чем же причина такого фиаско?

 

Вспомним начало 1990-х. До сих пор у всех на слуху гайдаровские реформы, оценка результативности которых вызывает ожесточенные споры. Но почему-то никто не оценивает эффективность политических преобразований, которые можно самым общим образом назвать «десоветизацией». А тут, как мне представляется, тогдашнее руководство страны очень сильно недоработало прежде всего по двум пунктам: государственное управление и образование.

 

Несмотря на появление демократически избранного Верховного совета (а затем и первых составов Государственной думы), роль исполнительной власти и президента еще до эпохи Владимира Путина оказалась гипертрофированно высокой. Например, вряд ли было бы возможным в условиях настоящей демократии провести залоговые аукционы или допустить дефолт августа 1998 г.

 

Поэтому, как мне представляется, в гипотетической «Стратегии-2030» нужно решать задачи окончания длящегося уже почти 25 лет переходного периода от советского строя к... К чему?

 

Если в 1992 г. для реформаторов во главе с президентом Ельциным было понятно, что цель развития России – полноценное включение ее в европейское цивилизационное пространство от США и Канады через Европу и до Японии и Южной Кореи, Австралии и Новой Зеландии, то сейчас официальная позиция и вытекающая из нее конкретная политика прямо противоположного свойства. Пропаганда вдалбливает в умы россиян, что всё американо-европейское – это противоположность нашим так называемым традиционным ценностям.

Читать далее