Если вы думаете, что дирижаблестроение ушло в прошлое, вы глубоко ошибаетесь. Оно не просто существует, оно приносит дирижаблестроительным компаниям (они существуют) миллионы долларов.
Компании продолжают изобретать дирижабли. Зачем?
Depositphotos.com

Дирижабли используются в рекламе, они востребованы в оборонной сфере – например, для патрулирования границ. Но на самом деле человечество еще не достигло одной из главных целей дирижаблестроения – постройки грузового дирижабля, который будет способен перевозить десятки и сотни тонн. На этой неделе в журнале New Yorker вышла обстоятельная статья про состояние дел в дирижаблестроении, ее главный герой – эмигрировавший в США инженер из Львова Игорь Пастернак. Оттолкнувшись от этой публикации, мы решили разобраться, какую роль в истории человечества играют дирижабли и как они способны улучшить наш мир.

 

Как возникли дирижабли?

 

Первый дирижабль был сконструирован Анри Жиффаром и запущен в 1852 году. Он был мягкой конструкции, то есть не имел каркаса внутри оболочки, и форма поддерживалась за счет давления газа изнутри. Впоследствии полужесткие и жесткие дирижабли также получили развитие. Их конструкции были разработаны в Германии графом Цеппелином. Спроектированный им жесткий дирижабль имел внутри оболочки алюминиевый каркас. Такие воздухоплавательные транспортные средства использовались в пассажирских перевозках первой в мире авиакомпании DELAG (Германское воздухоплавательное акционерное общество). Они заинтересовали и военных. Жесткие дирижабли «Цеппелины» участвовали как бомбардировщики в Первой мировой войне.

 

Интересно, что изначально цеппелины имели оболочку, сделанную из кишок коров. Для того чтобы обтянуть такой «кожей» один дирижабль, требовалось 250 тысяч животных. Чтобы обеспечить производство дирижаблей достаточным количеством сырья, Германия в Первую мировую войну была вынуждена на время прекратить производство сосисок.

 

Почему дирижабли пропали из виду?

 

Расцвет дирижаблестроения в межвоенный период закончился, как принято считать, 6 мая 1937 года – в день, когда произошла катастрофа дирижабля «Гинденбург». При приземлении на авиабазе Лейкхерст в Нью-Джерси, США, дирижабль воспламенился, и огонь унес жизни 36 человек. Тогда в дирижаблях использовался взрывоопасный водород, и при посадке на них пассажиры должны были сдавать все имеющиеся с собой спички и зажигалки; курение, разумеется, было запрещено. Однако и такие меры не могли обеспечить полную безопасность. В совокупности с другими крушениями, произошедшими в те годы, катастрофа «Гинденбурга» сильно ударила по репутации дирижаблей как безопасных транспортных средств. Их по-прежнему использовали при ведении военных действий во Вторую мировую войну. Но для перевозки людей и товаров стали применять все реже, пока они совсем не вышли из эксплуатации.

Читать далее