Акционеры группы S7 (авиакомпании "Сибирь" и "Глобус") рассматривают новые возможности выхода на европейский рынок.
S7 интересуется покупкой болгарской авиакомпании
Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ

Вслед за сообщениями о планах S7 создать авиакомпанию на Кипре владельцы второго по величине российского перевозчика заинтересовались покупкой авиакомпании в Болгарии. Наличие местной лицензии позволит выполнять полеты над территорией Украины и экономить значительные средства, которые сейчас компания тратит на ее облет.

 

Акционеры группы S7 рассматривают возможность участия в капитале одной из авиакомпаний Болгарии для полетов из Москвы в Европу над территорией Украины, сообщило вчера "РИА Новости" со ссылкой на совладельца компании Наталию Филеву. По ее словам, на болгарском рынке работают несколько авиакомпаний, которые могут быть проданы, но предлагаемая за них цена "пока выше фактической". Госпожа Филева подчеркнула, что акционеры "смотрят на любого европейского перевозчика, поскольку сейчас невозможно летать через Украину". Национальным перевозчиком Болгарии является Bulgaria Air, международные рейсы также осуществляют Hemus Air, чартерные — Air Via Bulgaria, BH Air, Bulgarian Air Charter.

 

Наталия Филева также подтвердила планы группы выйти на рынок Кипра, сообщив, что документы для участия в местном тендере уже направлены. В начале февраля руководство Минтранса Кипра сообщило, что группа S7 "интересуется возможностью получения местной лицензии".

 

Проблема возобновления транзитных полетов над Украиной достаточно остро стоит перед российскими авиакомпаниями. В конце октября 2015 года между РФ и Украиной было полностью прекращено авиасообщение, в том числе транзитные полеты над двумя странами. По оценкам президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимира Тасуна, из-за ограничений авиакомпании из России теряют до 40 минут при облете Украины. При этом убытки каждого перевозчика оценивались в несколько миллионов долларов ежегодно.

 

Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает предложение акционеров "здравой идеей". В группу S7 вполне можно интегрировать небольшую зарубежную авиакомпанию и организовать прямые рейсы из России в Болгарию с пролетом над Украиной. Но болгарское направление отличается сезонностью, поэтому компании следует заранее продумать возможность мобильного использования самолетов внутри группы. Однако существенным условием для этого является формализация практики "мокрого лизинга" между авиакомпаниями группы.

 

Источник "Ъ" в авиаотрасли добавляет, что компания может столкнуться с ограничениями при полетах на европейских направлениях из Болгарии. Такие правила распространяются на зарубежных акционеров, доля которых в капитале европейской компании превышает 49%. Впрочем, в конце 2015 года Европейская комиссия сообщила, что планирует смягчить требования в отношении иностранных инвесторов на основе "индивидуальных договоренностей с каждым конкретным государством" для "повышения конкуренции". Сейчас наиболее широко в капитале европейских авиакомпаний присутствуют перевозчики из стран Персидского залива: Qatar Airways владеет 10% British Airways, Etihad Airways принадлежит 49% Alitalia, 29% Air Berlin.