Западные СМИ пишут о том, как россияне приспосабливаются к жизни в условиях экономического кризиса.
Россияне готовы затянуть пояса ради великого дела
Олег Золото/ТАСС

«Россияне готовы затянуть пояса ради великого дела», — гласит заголовок статьи американской журналистки Юлии Иоффе в британской The Financial Times. Экономический кризис в России не закончится, если цены на нефть не пойдут вверх, полагает автор.

 

На Западе многие надеялись, что падение экономики остановит действия Кремля на Ближнем Востоке. Это маловероятно, поскольку расходы на военную операцию оказались не столь значительными. Согласно недавним оценкам, авиаудары в Сирии стоят всего 8 млн долларов в день, а за год сумма составит 3 млрд долларов. Это небольшая доля от военного российского бюджета в 44 млрд долларов.

 

Однако более вероятно, что углубляющийся экономический кризис скажется на социальных расходах, что, впрочем, можно наблюдать уже сегодня. Как бы то ни было, Кремль рассчитывает на легендарное терпение своих граждан. За последний год цены на основные продукты питания существенно выросли: сахар — на 40%, подсолнечное масло — на 31%. В то же время размер пенсий не догоняет растущую инфляцию, сокращения зарплат и их задержка становятся обычным делом, поэтому большинство граждан находят выход в поисках дешевых продуктов.

 

Телевидение выполняет остальную работу. СМИ очень редко обсуждают экономический кризис, предпочитая рассказывать о мировых событиях, например, об исторической встрече патриарха Кирилла с Папой Римским или об успешных авиаударах российской авиации по террористам в Сирии.

 

Во время последней поездки в Россию автора статьи часто спрашивали о тяжелом состоянии американской экономики, но мало говорили о мрачных экономических перспективах своей страны. Согласно недавнему независимому опросу, только 21% россиян ожидают акций протеста по экономическим причинам, и еще меньше — 10% — готовы в них участвовать.

 

Когда в 2014 году США и Европа объявили первые антироссийские санкции, вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что россияне всегда готовы пойти на жертвы ради великого дела. Тогда он имел в виду присоединение Крыма. Сегодня это можно отнести и к операции в Сирии, отмечает автор статьи.

 

Креативность российских граждан возрастает по мере роста инфляции, сокращения зарплат и скачка цен на продовольствие, отмечает немецкая Die Welt. Продавщица по имени Даша, встреченная автором статьи на рынке, работает семь дней в неделю без выходных, но не жалеет сил, расхваливая товар. По ее словам, люди покупают сегодня только самое необходимое.

 

Как говорит глава банка ВТБ Михаил Задорнов, его кредитная организация выдала в январе в два раза больше займов, чем в том же месяце прошлого года. По его словам, люди используют кредиты не для модного шоппинга, а для покупки предметов первой необходимости. Для 70% россиян стоимость товара стала главным критерием при совершении покупки. Шесть из десяти посетителей супермаркетов предпочитают закупаться дешевыми продуктами.

 

Чудеса креативности демонстрируют и домохозяйки: вместо мяса они делают куриные котлеты, щедро замешивая в них хлеб. Вернулась и традиционная кухня на основе картошки, свеклы и капусты, отмечает Die Welt.