Низкие продажи и высокий курс доллара сигнализирут кризис для фэшн-индустрии. За год в России количество международных брендов сократилось на треть. В основном потери коснулись среднего класса.
Россия выходит из моды
Sergei Karpukhin/Reuters

Число международных фэшн-брендов, пришедших в Россию, сократилось в прошлом году на треть. Пострадали больше бренды, ориентированные на средний класс, элитный же сегмент кризис затронул не так сильно. Ушедших сменяют новые. По данным Colliers, всего в этом году на рынок России вышло порядка 45 новых международных брендов.

 

Николай Казанский, управляющий партнер Colliers International в России

О том, кто уходит, то есть все-таки это больше касается сегмента мидл, мидл плюс, может быть. Скорее всего, вопросы, которые были у тех или иных сетей, может быть, были в той или иной степени выявлены и до кризисных событий, а текущая ситуация просто подтолкнула к закрытию. У нас развиваются те, кто успешен, они развиваются активно по стране. Хотя еще в 14-м году, например, одна известная компания сказала: если евро будет стоить дороже 70 рублей, то мы закроем все свои 500 магазинов в России и уйдем. Сейчас евро стоит дороже, тем не менее, эта компания продолжает развитие. То есть у нас, я думаю, многие пересмотрели эффективность бизнеса, увидели, что это не так критично, и продолжают развиваться, пользуясь ситуацией. Хотя по нашей статистике, конечно, существенно меньше открывается магазинов новых. Если говорить о ситуации 2 года назад, то мы в среднем делали, наверное, в год в торговых центрах, может быть, 700, сейчас это количество где-то в 2 раза упало. Это если по статистике 15-го года. Если говорить о лакшери-брендах, о премиальных брендах, то, конечно, можно сказать, как правило, даже в непростые, кризисные ситуации все-таки сохраняются магазины. Часть клиентов отвалились, но зато они привлекают тех, кто, может быть, покупал раньше за границей, что частично компенсирует возможные потери.

В конце прошлого года и начале этого в связи со сложной экономической ситуацией и падением курса рубля Россию покинули несколько европейских брендов. В частности, River Island, Mexx, итальянская OVS и Esprit. В то же время в феврале в Москве открылся первый магазин знаменитой американской марки Victoria's Secret.

 

Нынешний российский потребитель абсолютно искушен и брендоориентирован, многие продолжают покупать вещи с именем, вопрос только, с каким?

 

Ануш Гаспарян, coучредитель Fashion Consulting Group, директор образовательного центра «Менеджмент моды»

Сегодня время брендов, если мы говорим про обувь, одежду и аксессуары, то здесь вопрос цены. Есть два типа потребителей. Это те, которые ни за что не отказываются от качества определенного, к которому они привыкли, и цены, но сегодня у них в кошельке тех денег нет. Что с ними происходит? Они начинают покупать реже, но остаются со своими брендами излюбленными. А есть покупатели, у них частота покупки примерно та же самая остается, но они покупают более дешевые вещи из какого-то сегмента, который несколько ниже.

Накануне финский ритейлер Stockmann объявил об убытке в размере 78,5 млн евро за IV квартал прошлого года. Как говорится в отчетности компании, в финансовых результатах убыток объясняется «прекращенными операциями» в России. Универмаги Stockmann с 1 февраля перешли под управление Reviva, она ребрендирует их в Debenhams к началу 17-го года.