Компании предлагают различные схемы совместного владения автомобилями.
Каршеринг пытается изменить автоиндустрию
Е. Разумный / Ведомости

Британскую компанию Orto можно было бы назвать худшей на мировом авторынке — до сих пор она «продала» лишь половину автомобиля BMW. Но, возможно, она быстро осознала и отлично приспособилась к тому, что знали и другие представители отрасли, - автомобиль используется примерно лишь 3% времени.

 

 

Orto, основанная в декабре 2015 г. энтузиастами Джошом Дарлингом и Жюлем Коупландом, работает по простой модели: компания покупает автомобиль, до четырех клиентов вносят задаток и в течение двух лет ежемесячно платят за его использование до 170 дней. Обычно это дорогие автомобили, например, Jaguar F-Type. «Владельцы» могут беспрерывно пользоваться автомобилем до двух недель, а обо всем остальном заботится Orto. «Мы пытаемся полностью изменить способ мышления об автомобилях в нашей культуре», - говорит Дарлинг.

 

Применение принципа совместного потребления уже заметно в некоторых отраслях, например такси и туризма. Некоторые специалисты считают, что он может изменить и автоиндустрию. Специалисты IBM Institute for Business Value недавно опросили 16 000 человек, и 25% людей выразили интерес к идее частичного владения транспортным средством. По прогнозам Navigant Research, рынок каршеринга (краткосрочной аренды автомобилей) вырастет с $1,1 млрд в 2015 г. до $6,4 млрд в 2024 г.

 

Некоторые крупные автопроизводители тоже работают в этом направлении. Гендиректор Ford Марк Филдс на автосалоне в Детройте объявил о запуске экспериментальной программы Credit Link, благодаря которой в Остине, штат Техас, одновременно до шести человек смогут обмениваться автомобилями Ford, в том числе популярными пикапами F150. Похожая схема Unite есть в Стокгольме у Audi. Она позволяет группе людей со специальными Bluetooth-брелками обмениваться любыми автомобилями бренда, от компактной модели A1 до спорткара R8. Кроме того, в октябре Daimler создал каршеринговый клуб Legends для любителей классических автомобилей Mercedes-Benz.

 

В отличие от некоторых конкурентов, Orto предоставляет клиентам быстрые автомобили. Но также компания отличается и от клубов суперкаров, предлагающих людям опробовать много автомобилей за короткий срок. «Как правило, они заботятся о роскошном стиле жизни, а мы – не только об этом», - утверждает Дарлинг.

 

 

Orto позволяет клиентам заранее резервировать некоторые дни пользования автомобилем в течение двух лет до заключения договора. В случае происшествий применяется принцип «ты сломал, ты и плати». Но Orto утверждает, что может предложить клиентам гораздо более дешевую страховку, чем компании по прокату автомобилей, потому что в договорах указываются имена водителей. Для примера, на сайте Orto указано, что для покупки спортивной версии Jaguar F-Type необходимо внести задаток в размере 2499 фунтов (около $3600), а затем 24 месяца платить по 379 фунтов ($540). Для сравнения: в Великобритании автомобиль стоит более 50 000 фунтов ($71 000).

 

У представителей автомобильной отрасли есть серьезные сомнения по поводу того, окажется ли каршеринг таким же прибыльным, как и продажа автомобилей. Но Orto утверждает, что люди проявляют интерес, и планирует постепенно увеличить число предлагаемых моделей в ценовом диапазоне от 40 000 до 100 000 фунтов. «Мы – и надеемся, что и другие [похожие стартапы] – начнем менять отношение и мышление людей и сделаем экономику совместного потребления более популярной», - говорит Дарлинг.