Изучали любопытную тему – особенности в привычке одеваться у разных наций. Материал был про Великобританию, где подход к одежде очень странный и для нас неоднозначный. Действительно, такое количества странно одетых людей как в Лондоне, встретишь редко.
Десегментирование и уход от статусности – оружие против сужающегося рынка
Depositphotos.com

И материалы исследований проливали свет на первопричину. Дело в том, что среди британцев принято одеваться... с юмором. Любая одежда ничего не значит – её воспринимают как униформу. Вот есть униформа гота, вот униформа королевы. Но одеваясь так или так вовсе не означает, что одежда как-то связана с внутренним миром. У британцев здесь наблюдается разрыв.

 

И это очень любопытно, потому как у нас принято "встречать по одёжке". Т.е. ты – это то, что ты носишь. Ерунда, конечно, если вдуматься. Но тем не менее это определенная модель поведения, где нонконформизм в одежде означает, что ты не такой как все. И только самая малая толика людей абстрагируется от этих понятий. Это связано и с благосостоянием и богатством внутреннего мира (считается , что чем ты беднее и в деньгах и в мыслях, тем необходимее это закамуфлировать вещами). Это связано с отношением к себе (любить себя и покупать себе дорогие вещи проще, чем из любви к себе читать правильные книги). Это связано и с обществом, которое делает выводы на основе того, следуешь ли ты социальным нормам и правилам или нет. Т.е. играешь ли ты "в большую игру".

 

Но что делать, если беспроигрышный признак статуса вдруг исчезает. Раньше были дешевые и дорогие мобильные телефоны. Теперь есть iPhone, один на всех. Раньше были статусные автомобили – теперь марка вообще ничего не значит. Как и первый класс, в котором летают выигрывшие в лотерею, а владельцы глобальных брендов и повелители мира летают экономическим и едят в McDonald's. Но это все просто примеры... А что произойдет, если на вашем рынке сотрутся сегменты? Если покупатели перестанут выбирать, ориентируясь на свои социальные роли и статусы, а будут покупать just for fun?

 

Такое моделирование может быть очень полезным. Оно, конечно, из области психологии больше, чем из области менеджмента и маркетинга, но посмотрите как меняются целые сегменты рынка, когда на них стираются различия между дешевым и дорогим. Когда становится модным, например, покупать что-то дешевое. Я очень давно писал про культовые продукты – это единственный материал на русском языке, кстати, про то, как обычные вещи превращаются в них – когда занимался люксовым сегментом достаточно плотно и с точки зрения теории, и с точки зрения практики. Культовые продукты – всегда пережиток кризиса. И становятся они культовыми именно как раз благодаря десегментированию рынка и появлению на нём стандарта для всех продуктовых ниш. Как пример, АвтоВАЗ может спасти то, что чиновники пересядут на его продукцию. Хотя нет, неудачный пример, конечно....

 

И вот что любопытно – десегментированный подход формата "хорош для всех" с долей самоиронии, юмора и такой вот "униформности" – это один из способов выжить на рынке, который еще долгое время будет сжиматься. Историй создания универсальных продуктов для всех можно найти достаточно много. И сейчас, на мой взгляд, самое подходящее время задуматься о том, что бы такого можно было создать на своём рынке. Простое, понятное, не накладывающее обязательств и с простым оправданием собственного выбора. Всего-то :-)