Эксперты назвали самые популярные схемы махинаций с командировочными расходами.
Работодатели несут многомиллионные потери из-за командировок своих сотрудников
Depositphotos.com

Лишь десятая часть российских компаний с большими командировочными бюджетами (от 300 млн руб. в год) умеет профессионально управлять этими расходами и предотвращать махинации сотрудников, замечает Андрей Воронин, владелец компании ATH American Express, занимающейся организацией деловых поездок. Злоупотребления с командировками весьма распространены. По данным международной Ассоциации сертифицированных специалистов по расследованию мошенничества, на неправомерное возмещение расходов со стороны сотрудников в 2014 г. пришлось около 14% всех случаев присвоения активов в компаниях. По мнению Дениса Королева, старшего менеджера компании EY, кризис только усугубляет ситуацию. Опросив экспертов, «Ведомости» составили список самых популярных махинаций с командировочными расходами.

 

Золотой билет

 

Больше всего денег компании теряют на оформлении авиабилетов, отмечают эксперты. По мнению Воронина, самая распространенная схема – когда сотрудник покупает более дорогой билет или выбирает авиакомпанию, картой лояльности которой он пользуется. На этой карте накапливаются бесплатные мили за служебные полеты, и за эти мили сотрудник потом бесплатно летает с семьей в отпуск.

 

Из-за этих манипуляций бюджет на авиабилеты увеличивается на 10–20%, замечает Воронин.

 

Сотрудники могут оформлять авиабилеты на уволившихся коллег, а потом сдавать их через агентство, которое выписало эти билеты, и получать наличные. Еще проще обстоит дело с железнодорожными билетами, которые можно вернуть в кассе любого вокзала. В практике Воронина был случай, когда сотрудник одной крупной компании периодически выписывал на несуществующих коллег билеты в вагонах первого класса на поезд Москва – Владивосток стоимостью 60 000 руб., а потом сдавал их на вокзале и забирал деньги. В таких схемах, как правило, участвует один или несколько человек, а ущерб может измеряться миллионами рублей, говорит эксперт.

 

Бороться с билетными злоупотреблениями несложно – например, заставить подчиненных покупать самые дешевые билеты и оформлять их через электронные системы бронирования. Например, в торговой сети «Леруа Мерлен» сотрудники имеют доступ в систему онлайн-бронирования партнерского туристического агентства. В ней отражаются все имеющиеся на рынке предложения, и те из них, которые превосходят установленный в компании лимит для соответствующего типа билетов и пункта назначения, помечаются красным значком, а более дешевые предложения – зеленым. Сотруднику разрешено выбирать только зеленые варианты. По словам Веры Боярковой, директора по персоналу «Леруа Мерлен», при бронировании билета или номера в отеле, помеченного красным значком, система автоматически направляет заявку сотрудника финансовому контролеру подразделения и он принимает решение, одобрить бронь или нет. В систему каждый заходит под своим паролем, поясняет Бояркова, и никому из сотрудников не удастся что-либо оформить на коллег или на уволившихся сотрудников.

Читать далее