Кому на Руси жить хорошо.
Какие возможности для бизнеса открыл кризис
Shutterstock

Игорь Сулькис, директор компании Strategy Capital Advisor

 

Психологи говорят, что к любой новой ситуации человек привыкает за полгода или за год. Если это так, шок от девальвации и быстрого снижения платёжеспособности либо уже прошёл, либо вот-вот пройдёт. А возможности, которые возникли в результате краха экономики, остаются. Глупо ими не воспользоваться. Давайте сопоставим плюсы и минусы, посмотрим, что в сухом остатке и как может выглядеть стратегия, которая способна привести к успеху.

 

Начну с минусов. Жизненный уровень опустился. Даже по сравнению с чехами, испанцами или прибалтам мы стали объективно беднее. Резко снижаются объёмы продаж машин, квартир, сокращается количество зарубежных поездок. Предприятия корректируют планы развития, увольняют сотрудников, сокращают рабочую неделю. Увеличивается количество вакантных площадей в офисных и торговых центрах, замораживаются новые проекты. Кредиты теперь не просто дороже, но ещё и менее доступны. Банки лишаются лицензий один за другим, заставляя дрожать вкладчиков. Возникли ограничения по поставке заграничных технологий и комплектующих (это связано как с их валютной стоимостью, так и с реальными ограничениями формального и неформального санкционного характера). В общем, беда.

 

Теперь посмотрим на плюсы. Практически все ключевые ресурсы — труд, сырьё, энергия, транспорт — стоят заметно дешевле, чем раньше (если считать в долларах). На выбор предлагаются промышленные площадки, высококлассные офисные помещения. Легче и дешевле подбирать качественных специалистов. Невероятно повезло тем предприятиям, которые до девальвации успели обновить основные фонды и теперь могут безболезненно расширять объёмы производства. Просела покупательная способность населения, но кардинально сократился импорт и появились отличные шансы на экспорт широчайшего спектра товаров — от металлоизделий до нефтехимии (это, конечно, не будет длиться вечно, но сейчас такая возможность есть).

 

Что в остатке? Есть всего несколько лет для развития бизнеса, выстраивания новых цепочек создания стоимости, поиска новых рынков сбыта. Энергичные, умелые, способные бороться со своими и чужими стереотипами предприниматели имеют все шансы для экспансии как на внутреннем рынке, так и на внешних.

Читать далее