Это произошло впервые за шесть лет.
X5 догнала «Магнит» по приросту торговой площади
М. Стулов / Ведомости

За 2015 г. крупнейшие российские продавцы продовольственных товаров увеличили свои торговые площади на рекордные 2,68 млн кв. м, или на 16,6% (подробнее см. график), подсчитали эксперты «Infoline-аналитики». Впервые по итогам года более половины прироста пришлось на двух лидеров рынка – краснодарскую компанию «Магнит» и X5 Retail Group – 52% от введенных торговых площадей. В 2015 г. торговая площадь № 1 российского продовольственного ритейла «Магнит» выросла на 823 000 кв. м, его конкурента – на 761 000 кв. м, отметил гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

 

При этом к концу года по темпам прироста торговых площадей X5 почти догнала «Магнит» – впервые за шесть лет, указывает Бурмистров: в IV квартале 2015 г. торговые площади «Магнита» увеличились на 258 700 кв. м, а X5 – на 253 500 кв. м. А если не учитывать в статистике магазины бытовой химии и косметики «Магнит косметик», то, как свидетельствуют данные «Infoline-аналитики», X5 и вовсе обогнала конкурента. Однако ранее менеджмент краснодарской сети заявлял, что компания старается перенести большую часть открытий на начало года.

 

Площади X5 росли благодаря открытиям магазинов основного формата группы – «магазины у дома» «Пятерочка» (88% прироста площадей группы за 2015 г.), а также благодаря покупкам региональных торговых сетей, поясняет Бурмистров. Среди таких – 100 магазинов в Оренбургской области («Соседушка») и 104 магазина на юго-западе страны (группа «Росинка»).

 

Конкуренция региональных игроков и федеральных сетей до сих пор была не столь сильной – она обострилась в последние годы, отмечает партнер Deloitte Егор Метелкин. Если раньше региональные ритейлеры могли продолжать работать с прибылью, то с падением потребления в 2015 г. их обороты и трафик стали падать, отмечает Бурмистров. Поэтому все больше владельцев региональных торговых сетей отказываются от низкорентабельного розничного бизнеса и предпочитают сосредоточиться на сдаче в аренду принадлежащей им торговой недвижимости, считает Бурмистров. X5 отмечает такую тенденцию, соглашается с экспертом представитель этого ритейлера:

В частности, в этом тренде наша недавняя сделка в Коми, где мы приобретаем права аренды у регионального игрока.

Речь идет о приобретении прав аренды на часть помещений сыктывкарской сети «Ассорти», руководство которой сообщало о переговорах с X5 в конце 2015 г.

Читать далее