Общие инвестиции составят 1 млрд руб., они пойдут в том числе и на логистические комплексы.
Сеть «Алоэ» откроет 330 аптек в новых магазинах X5
М. Стулов / Ведомости

В начале февраля петербургская аптечная сеть «Алоэ» заключила контракт с X5 Retail Group на возможность открыть 330 аптек в новых магазинах ритейлера, рассказала гендиректор аптечной сети Наталья Самарина. По ее словам, аптеки будут располагаться в прикассовой зоне магазинов или в формате shop-in-shop. По условиям договора аптеки могут появиться во всех форматах X5: «Пятерочках», «Перекрестках» и «Каруселях», добавляет она.

 

Аптеки «Алоэ» площадью от 20 до 100 кв. м будут расположены как в прикассовой зоне, так и в торговом зале (shop-in-shop) универсамов «Пятерочка», партнерство предусматривает открытие не менее 330 аптек до 2017 г., говорит представитель X5. По его словам, сотрудничество в формате shop-in-shop обеспечивает синергию возможностей сети и арендатора по увеличению трафика и конверсии, а покупатели получают дополнительные сервисы. Кроме того, такая форма сотрудничества позволяет устанавливать минимальные наценки на лекарства, добавляет он.

 

Условия контракта с ритейлером подразумевают фиксированную ставку аренды, средняя площадь стандартной аптеки в магазинах — 50 кв. м говорит Самарина. По ее словам, инвестиции в открытие аптеки формата shop-in-shop - 1,2 млн руб., безубыточность точки достигается за 2-4 месяца. Для сравнения, в стрит-ритейле затраты на открытие аптеки на 30% больше, а безубыточность наступает на 3-4 месяца позже, говорит она. У «Алоэ» есть аптеки в сети «Магнит» и в других сетях, но у Х5 трафик выше, сказала Самарина. По ее словам, компания рассчитывает на синергетический эффект, конверсию покупателей.

 

«Пятерочка» сотрудничает с аптеками сетей «Ригла» («Будь здоров!», «Ригла»), A5 («Норма»), «Фармаимпекс» и др., в том числе региональными, говорил представитель X5 в прошлом году. Партнерство с крупными сетями дает гарантированный трафик и выход в регионы присутствия ритейлера, объясняла Светлана Федосимова, директор департамента по работе с корпоративными партнерами аптечной сети «Планеты здоровья». Эта сеть летом прошлого года договорилась, что вложит не менее 150 млн руб. за два года в открытие 150 аптек в «Пятерочках».

 

В разных регионах страны у «Алоэ» 127 аптек. В 2014 г. “Алоэ» купила у A.v.e 71 региональную аптеку «36,6». В планах "Алоэ" нарастить сеть за 2-3 года до 500 торговых точек, сказано в пресс-релизе компании. Переговоры о сотрудничестве идут и с другими сетями, такими как Metro, Prisma, Лента, говорит Самарина.

 

Сеть «Алоэ» - подразделение дистрибутора БСС, аптеки будут открываться в магазинах X5 в регионах присутствия БСС. У дистрибутора десять филиалов в России, в том числе в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Казани, Костроме, Брянске, Калининграде, Астрахани, Реутове, Москве и Оренбурге. Планируются к открытию логистические центры в Новгороде, Воронеже и в одном из городов Сибири и Дальнего Востока, сказано в сообщении компании. Поставки БСС в аптеки «Алоэ» составляют порядка 30% от всего ассортимента аптек, который насчитывает 12 000 SKU, говорит владелец БСС Эдуард Захрабеков.

 

Общие инвестиции в развитие аптек и филиалов составят около 1 млрд руб., половина из этих средств собственные, уточняет он. По остальной части идут переговоры с банком ВТБ и Сбербанком, добавляет он. Одна из причин расширения собственной аптечной сети — просрочки платежей от аптечных ритейлеров, а отсрочка по оплате товара выросла до 90 дней, объясняет Захрабеков. Средняя дебиторская задолженность дистрибуторов составляет от 3 до 7% от оборота, говорит замдиректора по развитию БСС Виктор Сажин. Товарооборот БСС - порядка 30 млрд руб., уточняет Захрабеков. Наценка дистрибутора в коммерческом сегменте - 3-5%, а в бюджетных поставках вся прибыль зависит от скидок производителей, обычный дискаунт — 7-15%, добавляет он.

 

По данным DSM Group, за 2015 г. российский фармрынок вырос почти на 8,2% до 1,25 трлн руб. В упаковках продажи лекарств сократились на 4,4% до 5,08 млрд штук за год, отмечает DSM Group.