ВТБ 24 зафиксировал рост спроса на розничные кредиты.
Заемщики потянулись к лучшей жизни
Максим Кимерлинг / Коммерсантъ

В январе розничная «дочка» ВТБ — ВТБ 24 — зафиксировала двукратный рост спроса на кредиты со стороны населения. Сегодня об этом заявил президент ВТБ 24 Михаил Задорнов. Однако свидетельствует ли это об устойчивом отказе населения от экономии «на всем», пока судить рано, признает он.


О результатах 2015 года и планах на 2016 год президент ВТБ 24 Михаил Задорнов рассказал сегодня. Чистая прибыль банка по итогам года составила 500 млн руб. против 31,5 млрд руб. Ключевым фактором в снижении прибыли стало сокращение процентной маржи банка. «Удар по доходам нанесло повышение процентных ставок по депозитам, их стоимость выросла на 5–6%, тогда как ставки по кредитам оставались на прежнем уровне»,— отметил господин Задорнов (цитата ТАСС). В целом активы банка выросли за год на 3%, до 2,8 трлн руб., выдачи физлицам и малому бизнесу составили 740 млрд руб., но кредитный портфель физлиц в прошлом году все равно сократился на 0,8%. Ипотечный портфель вырос на 9%, до 779 млрд руб., причем 43% выдач пришлись именно на программу госсубсидирования ипотеки.


Прогнозов по росту кредитного портфеля в 2016 году Михаил Задорнов не привел, отметив лишь, что банк настроен оптимистично, поскольку влияние риска процентных ставок будет уже не столь сильным, как в 2015 году. При этом, по его словам, уже сейчас наблюдается рост спроса на кредиты со стороны населения, в 2015 году предпочитавшего экономить «на всем». Число заявок на кредиты наличными, по его словам, выросло вдвое по сравнению с январем 2015 года, наблюдался рост и в автокредитах, и ипотеке. Впрочем, готов ли банк к агрессивному наращиванию розничного портфеля, он не уточнил, но отметил, что в 2016 году банк намерен сокращать расходы на резервы.


Как ранее сообщал “Ъ”, рост спроса на ипотеку в январе был спровоцирован в целом по всему банковскому сектору окончанием программы госсубсидирования ипотеки, запланированным на начало апреля 2016 года. Что касается остальных кредитов, то причина роста спроса в этих сегментах до конца пока не ясна.

Есть две версии: при заметных скачках рубля население не стало покупать валюту, а направило часть накопленных денег на покупки, в том числе с помощью кредитов, либо население меняет модель на поддержание потребления за счет кредита,— отметил Михаил Задорнов (цитата Reuters).

О том, что в январе граждане активизировали спрос и на POS-кредиты в розничных торговых сетях “Ъ” сообщал 22 января.


Ольга Шестопал