Партнер Strategy Partners Group Артем Малков о необходимости срочно выбрать вариант развития ОПК.
Оборонная промышленность: Между госпланом и рынком
Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ

Несмотря на внешнее благополучие, отечественный оборонно-промышленный комплекс балансирует на грани повторения катастрофы начала 1990-х гг. И если реализуется негативный сценарий, рухнет не только ОПК, но и как минимум основанное на нем российское машиностроение.

 

До недавнего времени ОПК держался на масштабном государственном заказе, но его ресурс существенно исчерпан, поскольку перевооружение вышло на завершающую стадию. Перспективы роста ВВП в России туманны, при этом социальные расходы будут явно в приоритете. Все это очевидные риски. Ухудшает ситуацию и геополитическая напряженность, которая порой приводит к срывам, а то и к полным отменам экспортных контрактов. Крупнейшие страны – импортеры российского вооружения, например Индия и Китай, стремятся развивать собственное оборонное производство.

 

Диверсификация и переход к производству гражданской продукции затруднительны – мировой рынок переживает не лучший период в связи с низкими темпами роста мировой экономики и имеющимися геополитическими рисками, а ориентация исключительно на российский рынок в рамках программ импортозамещения невозможна: внутренний рынок слишком мал, для окупаемости новых продуктов и проектов его недостаточно. Так, к примеру, окупаемость узкофюзеляжных самолетов требует производства около 850 единиц, тогда как за последние 20 лет объем российского рынка составил всего 485 (до необходимого объема недостает 43%), для региональных реактивных самолетов цифры еще внушительнее (разрыв между реальным и необходимым объемом составляет 66%).

 

 

Улучшения ситуации не предвидится, скорее мы должны говорить об обратном. К новому кризису Россия подошла почти без подушки безопасности: если цена на нефть будет колебаться в диапазоне $40–50 за баррель, то резервный фонд к 2017 г. будет полностью исчерпан. Уже сейчас финансирование новых проектов из средств ФНБ заморожено, возможность срочных решений по имеющимся проектам также невелика – около половины средств ФНБ приходится на инструменты с низкой ликвидностью, и их сложно быстро использовать.

 

Эти причины проблем можно назвать внешними или конъюнктурными. Но есть и ключевая структурная проблема – «раздвоение личности» государственной политики по отношению к ОПК. С одной стороны, в отрасли присутствуют элементы рыночной экономики (например, формируются ГЧП, создаются и функционируют интегрированные структуры, заявленные как коммерческие компании), с другой стороны, наращивается влияние планового, директивного подхода в управлении (например, недавний федеральный закон № 159, резко снижающий ликвидность компаний, выполняющих государственный оборонный заказ, или поддержка и фактическая монополия государственных компаний). Такая двойственность создает проблемы даже в стабильные времена, а сегодня она становится критичной. Уже наступает крайний срок, когда ОПК и машиностроению в целом необходимо сформировать новые механизмы функционирования и найти новые источники развития.

Читать далее