Несмотря на отток посетителей, в стране по-прежнему ощущается нехватка качественных торговых центров, а уже действующие проекты вынуждены менять формат, адаптируясь к кризису.
Региональные ТРЦ вступили в борьбу за покупателей
Руслан Шамуков/ТАСС

Кризис застал сегмент торговых центров врасплох: только этот рынок, оправившийся от предыдущих экономических потрясений, начал активно развиваться, причем не только в столице, но и в регионах, как очередные финансовые бури привели к оттоку посетителей и ужесточению конкуренции. И если в Москве, на которую в первую очередь ориентируются как российские, так и западные ритейлеры, ситуация еще более или менее стабильна, то в регионах собственникам ТРЦ приходится несладко.

 

Впрочем, проект с правильной концепцией и оптимальным пулом арендаторов может быть успешным, невзирая на его месторасположение на карте страны. Как утверждают эксперты, сейчас на конкурентных рынках происходит активная переориентация потока посетителей, в результате чего непрофессиональные ТРЦ начинают стремительно терять покупателей. Причем эта тенденция отчетливее проявляется в насыщенных региональных мегаполисах, а не в столице и тем более не в городах с низкой обеспеченностью.

 

Кроме того, практика показала, что наиболее уязвимыми в кризис оказались средние по площади объекты, в то время как небольшие и крупные ТЦ сохраняют более устойчивые позиции.

 

Михаил Рогожин, управляющий директор отдела торговых помещений CBRE

Всегда есть более успешные торговые центры и те, кто испытывает сложности. Как правило, это комплекс факторов: уровень конкуренции в городе, уровень покупательной способности и характеристики самого комплекса: локация, концепция. Очень важное значение имеет качество управления торгового центра. Своевременные решения по ротации арендаторов, улучшению концепции и урегулированию спорных вопросов между собственником и ритейлером способны минимизировать кризисные явления.

Но, несмотря на отток покупателей, не желающих, а зачастую не имеющих возможности без устали предаваться шопингу, аналитики уверены, что подавляющее большинство городов России еще далеки от насыщения торговыми центрами. Наилучшим образом в этом плане дела обстоят в Самаре, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, где отмечен наивысший уровень обеспеченности торговыми площадками. Москва в этом рейтинге занимает лишь пятое место, что говорит о хороших перспективах для роста. Но по-настоящему высокий потенциал для развития этого сегмента наблюдается в Перми, Новосибирске, Томске, Хабаровске и Владивостоке.