Режим "открытого неба" не оправдал надежд.
Иностранные туристы не долетели до Сочи
Сергей Михеев / Коммерсантъ

Планы Минтранса за полтора года в полном объеме внедрить режим "открытого неба" в Сочи провалились. Возможностью неограниченных полетов в город в основном воспользовались авиакомпании из Турции и Ирана, а в целом с осени 2014 года аэропорт Сочи обслужил в этом режиме всего 80 тыс. пассажиров. Тем не менее Минтранс решил продлить действие "открытого неба" для развития въездного туризма. Но эксперты считают, что при отсутствии безвизового въезда для иностранцев интерес к Сочи у зарубежных туристов будет ограниченным.

 

Аэропортовый холдинг "Базэл Аэро" (управляет аэропортами в Сочи, Краснодаре, Анапе и Геленджике) подвел итоги работы режима "открытого неба" в аэропорту Сочи. Он был введен в октябре 2014 года на временной основе для дополнительного притока иностранцев. Как сообщили "Ъ" в холдинге, за это время было обслужено более 80 тыс. пассажиров, открыты направления в Тегеран, Тель-Авив, Актау. Наибольший вклад в рост пассажиропотока внесли турецкие перевозчики — Turkish Airlines и Pegasus. За полтора года пассажиропоток на направлении из Сочи в Стамбул вырос на 35%, число рейсов увеличилось с четырех до десяти в неделю. В 2015 году рейсы Turkish Airlines увеличили прирост пассажиропотока Сочи более чем на 5%, при общем падении пассажиропотока российских аэропортов на международных линиях на 16,7% (по данным Транспортной клиринговой палаты).

 

Режим "открытого неба" был впервые введен в России в 2011 году в аэропорту Владивостока. Он позволяет иностранным авиакомпаниям летать вне зависимости от условий двусторонних соглашений об авиасообщении с Россией, выполнять рейсы по "пятой свободе воздуха". Но во Владивостоке режим действует без ограничений только в отношении Южной Кореи и Сингапура. Такой же режим действует в Калининграде до конца 2016 года, но пока, по оценкам руководства калининградского аэропорта, он "не дал никаких результатов".

 

Российские авиационные власти рассчитывали на более значимые результаты "открытого неба" и в Сочи, где режим действует без ограничений. Сначала Минтранс проинформировал о новых возможностях 19 стран, в том числе Великобританию, Германию, Грецию, США, Францию, Австрию. Но в пресс-службе Минтранса "Ъ" с сожалением отметили, что министерство вынуждено констатировать "значительное отклонение" от ранее заявленного оператором бизнес-плана по привлечению иностранных авиакомпаний.

 

Согласно первоначальным прогнозам, режим открытого неба должен был увеличить количество иностранных туристов в Сочи на 30%, а выручку аэропорта планировалось повысить на 200 млн руб. в год. Выручка в 2014 году, когда в Сочи проводились Олимпийские игры, увеличилась на 21,5% 3,1 млрд руб. Результаты за 2015 года пока не раскрываются. По данным ФСБ, за девять месяцев 2015 года Сочи посетили 700 тыс. иностранных туристов (порядка 10% в общем турпотоке), что сопоставимо с показателем 2014 года. Впрочем, несмотря на низкий результат, "в интересах развития въездного туризма" Минтранс продлит работу режима в Сочи. В "Базэл Аэро" "Ъ" сообщили, что переговоры об открытии рейсов в летнем расписании 2016 года ведутся с авиакомпаниями Казахстана, Азербайджана и Грузии. Переговоры с китайскими перевозчиками об открытии направлений Урумчи--Сочи--Прага, Урумчи--Сочи--Берлин уже завершаются.

 

Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев считает, что увеличить пассажиропоток помогло бы внедрение 72 часового безвизового режима для иностранцев, но этот вопрос так и не был решен. Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов добавляет, что усилия авиационных властей по либерализации международного воздушного сообщения в России, безусловно, правильные, но не являются достаточными для решения всего комплекса вопросов и создания в Сочи крупного международного курорта.