Лучшие времена не наступят.
Почему ручное управление — плохая антикризисная мера
Baloncici / Shutterstock

Святослав Бирюлин, директор компании Sapiens Consulting

 

Перед Новым годом мы шумно обсуждали выступление Дмитрия Потапенко на Московском экономическом форуме, в котором он в числе прочего заявил, что в России «диалог власти и бизнеса — это разговор мясника с коровой». Это красивая и точная метафора. Отношения чиновников и предпринимателей — важная тема. Но порой российский бизнес работает так, что, когда он загибается, его не очень-то и жалко. В конце концов, государство в нашей стране лицом к бизнесу не поворачивалось никогда, однако до начала кризиса, при нефти за $100, многим всё же удавалось более или менее успешно работать.

 

Есть мнение (согласно моим наблюдениям оно довольно широко распространено), что кризис — время ручного управления. Я не согласен, но спорить не буду, потому что никакого кризиса в России всё равно нет — есть новая экономическая реальность. Давайте уже наконец это признаем.

 

Меня часто спрашивают, к чему строить долгосрочные планы в эпоху бурных перемен, не лучше ли попробовать их просто переждать. Такая стратегия (а точнее, отсутствие стратегии) подойдёт вам, если ваш бизнес очень мал (если у вас, условно, пять сотрудников и 5 млн рублей выручки в месяц) или если свой бизнес вы собираетесь в течение года любым способом закрыть (продать, разорить или просто бросить). Во всех остальных случаях стратегия (как минимум в виде среднесрочного плана) — необходимое условие выживания.

 

Все серьёзные решения, такие как выпуск нового продукта, выход на новые рынки, или в новые каналы или что угодно ещё, что требует усилий и инвестиций, имеют последствия, которые бизнес ощущает в течение нескольких лет после того, как они были приняты (на самом деле решений с краткосрочным эффектом в бизнесе почти и не бывает).

 

Любые перемены, связанные с изменениями в штате (наём, увольнения или просто перестановки), оказывают значительно большее влияние на компанию в долгосрочной перспективе, чем принято думать. Отказ от премиальной линейки или выпуск удешевлённой версии какого-нибудь продукта, модернизация оборудования или, наоборот, экономия на нём могут критически сказаться на вашей рыночной позиции только через год или два. Решение не развивать присутствие в интернете или не запускать мобильное приложение тоже далеко не сразу обернётся роковым отставанием от конкурентов. Да просто переезд в более дешёвый офис в другом районе города, который может казаться вам очень эффективным управленческим решением прямо сейчас, в будущем легко обернётся потерей талантливых сотрудников, которые не хотят тратить на дорогу большое количество времени.

Читать далее