Как стало известно Forbes, распродажа госактивов заинтересовала сенатора Сулеймана Керимова и «Сургутнефтегаз» Владимира Богданова.
Залоговые аукционы 2.0: кто из миллиардеров может поучаствовать в приватизации
Антон Новодережкин / ТАСС

Приватизация пакетов акций «Роснефти», «Башнефти», «Совкомфлота», АЛРОСА, РЖД, «Аэрофлота» и группы ВТБ заинтересовала российских миллиардеров, сообщили Forbes источники, близкие к нескольким участникам списка богатейших бизнесменов страны.

 

Одним из вероятных бенефициаров новой волны распродажи госактивов называют сенатора от Дагестана, основного акционера инвесткомпании «Нафта Москва» Сулеймана Керимова. По словам источника в окружении миллиардера, тот присматривается к пакетам акций АЛРОСА, «Совкомфлота» и «Транснефти». В «Нафте» комментировать эту информацию отказались.

 

Согласно озвученным президентом Владимиром Путиным параметрам новой приватизации, Керимов в сделке с госактивами потенциально не сможет кредитоваться в госбанках, хотя ранее ВТБ выделил 20-летнему сыну миллиардера Саиду $5,5 млрд для консолидации пакета золотодобывающей Polyus Gold.

Серые схемы, вывод активов в офшоры, сокрытие собственников долей недопустимы, — подчеркивал глава государства на совещании по экономическим вопросам 1 февраля в Кремле, где обсуждались планы по приватизации.

 

По данным собеседника Forbes, близкого к сенатору, тот рассматривает возможность сотрудничества с частными банками.

 

Претендентом на пакет акций «Роснефти» источники, близкие к госкомпании, называют «Сургутнефтегаз», совладельцем и генеральным директором которого является Владимир Богданов. «Они грозились», — иронизирует один из собеседников Forbes. По данным Reuters, в рамках приватизации на бирже могут быть проданы 4% акций «Роснефти». В «Сургутнефтегазе» от комментариев отказались.

 

Многие участники списка Forbes, обладающие значительными свободными средствами, напротив, говорят о том, что приватизация их не интересует.

Мы предпочтем остаться в деньгах, — объясняет один из миллиардеров.

Публично среди опрошенных Forbes крупных игроков об отсутствии интереса к приватизационным сделкам заявили лишь в «Интерросе» Владимира Потанина.

 

Во встрече 1 февраля в Кремле принимали участие президент «Роснефти» Игорь Сечин, председатель правления ВТБ Андрей Костин, президент РЖД Олег Белозеров, президент АЛРОСА Андрей Жарков, гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев, гендиректор «Совкомфлота» Сергей Франк и другие топ-менеджеры. Путин на совещании заявил, что государство не должно потерять контроль в стратегических предприятиях, выступил против финансирования приватизационных сделок госбанками, а также говорил об отказе от сделок с иностранными инвесторами.

 

Источники Reuters в правительстве утверждают, что власти хотят получить от приватизации от 500 млрд до 800 млрд рублей.

Единственный рабочий вариант — воодушевить лояльных Кремлю российских олигархов, чтобы они выкупили доли в госкомпаниях выше рыночных цен. Это будет выглядеть как «налог на лояльность» — в стиле управления Владимира Путина, — рассказал агентству инвестбанкир, близкий к обсуждению планов распродажи активов.

Управляющий директор Arbat Capital Алексей Голубович считает, что для приватизации выбрано наихудшее время: кризис затягивается, реформы не проведены, санкции не сняты, а недоверие иностранцев и страх местного бизнеса близки к пику. По его мнению, если приватизация пройдет непрозрачно и без стратегии, то нанесет вред не только экономике, но и имиджу тех, кто ее проводил.

 

Похожая позиция и у председателя совета директоров МДМ Банка Олега Вьюгина. По его словам, размещение акций нужно проводить через IPO с участием широкого круга российских и иностранных инвесторов. При этом эксперт уверен, что угрозы потери контроля со стороны государства не возникнет. А вот продажа крупных пакетов стратегическим инвесторам может вызвать вопросы из-за адекватности цены.

Это может быть похожим на залоговые аукционы. Неправильно сделали тогда, и, возможно, так получится и сейчас.

 

Это может поставить исторический штамп. Не думаю, что кто-то еще захочет стать новым «Чубайсом», — резюмирует Вьюгин.