Не секрет, что качественная работа по брендингу обходится компании в 4-5 млн. рублей.
Про текущее брендинговое ценообразование
depositphotos.com

Средняя стоимость работ указана на сайте АБКР и вполне соответствует реалиям. Можно соглашаться с ней, можно нет – но это та стоимость, которую формирует рынок. Конечно, бывают и исключения, которые в прошлом году тот же АБКР пытался активно присечь через постоянное тиражирование мысли о том, что "если меньше, то это мошенничество". Никакого мошенничества нет, просто исключая из контракта бюрократическую составляющую можно уже добиться существенного снижения стоимости. Но это не подходит многим бизнесам.

 

Тем не менее, даже такая стоимость имеет своё оправдание. Если отвлечься от брендинговых работ как от дизайна логотипа и упаковки, пусть даже обвязанных ленточками с надписями "аудит бренда" и "позиционирование", а обратиться к аналитической работе и созданию ценностей, кажущаяся для графического дизайнера баснословной стоимость работ "за это" оказывается совершенно адекватной с точки зрения бизнеса. Но, здесь есть один нюанс.

 

Суть в том, что на разных этапах развития бизнеса услуги, оказываемые ему агентством, существенно отличаются. Не суть, новый ли это бизнес или новая торговая марка, в процессе развития они испытывают совершенно разные "потребности во вмешательстве". Давайте разберем, какие.

 

Если мы говорим о разработке нового продукта или о создании brand DNA – это всегда дорого. Но часто ли возникает такая необходимость? С популяризацией MVP-подходов и lean-startup спрос на такие продукты формируют только супер-профессионалы, абсолютно уверенные в своих компетенциях и своём будущем продукте. Они не видят смысл переплачивать, т.к. очень четко представляют и цель, и пути её достижения. Разработка "ДНК бренда" и корректировка ценностного предложения – это для них. Для остальных – более-менее приличная упаковка первого продукта. Это, фактически, айдентика.

 

А вот на втором этапе развития, когда бизнес показал свою состоятельность, возрастают и цена вопроса и сроки его решения (экономные перфекционисты в этот момент получают выгоды – им не надо знакомить аудиторию с обновленным брендом и не надо тратить деньги на доводку старого). Когда работающий бизнес уже набрал обороты (читай, перешел из старт-апа в бизнес), корректировка рыночной позиции и её оформление в виде образа марки или компании – процесс, необходимый в обязательном порядке. Но если бизнес работает, то чувствительность к стоимости работ – резко снижается. Что позволяет просить вышеозначенные суммы, не забывая, чаще всего, оставлять некоторую часть из них на столе заказчика – в этом прелесть работы с бюрократизированной системой крупных компаний со сложной структурой управления. Экономический эффект от корректировки предложения получается существенный, а надежды, возлагаемые на подобный "ребрендинг" – крайне высоки. Хотя далеко не всегда достаточно косметических изменений, чтобы закрепиться на рынке. Суть всех проводимых работ на самом деле именно в этом – защитить собственную конкурентную позицию и создать плацдарм для дальнейшего развития.

 

На третьем этапе происходят иные метаморфозы. То, что грамотно называть ребрендингом. Компания уже полностью освоила собственную нишу и столкнулась с проблемами развития: чаще всего расширяться теперь возможно только за счет откусывания кусков у конкурентов. И пока стоимость "обращенных клиентов" ниже стоимости поглощения конкурента, компании снова прибегают к услугам агентств: помощь требуется в расширении или смене аудитории. Здесь обычно применяется весь арсенал дизайнерских решений и смена концепции позиционирования. (Хотел написать "в добавок", но ведь это и есть основное). В этом случае риск ошибки может серьезно сказаться на результатах работы бизнеса: там, где на 100 покупателей приходится 120 продацов ошибочно выбранное решение может очень быстро сказаться на положении компании, оставив бизнес "ни с чем". Конечно, восстановление возможно, но оно будет болезненным. Поэтому в таком случае очень важно выбрать верного подрядчика с отменной репутацией. И, разумеется, нещадным ценником. Конечно, повторюсь, бывают исключения. Так же как и ошибки – не спасают и большие. Но в любом случае чем вы забираетесь выше, тем риск меньше.

 

Ну и последний вариант – это слияния и поглощения. Несмотря на огромный порой размах самого мероприятия, брендинговое агентство здесь присутствует скорее для красоты: поженить два бизнеса должны еще на стратегическом уровне – далее достаточно это лишь визуализировать.

 

Вот и получается у нас картинка со вполне стандартным гауссовским (нормальным) распределением, где первый и последний этапы обходятся в 1-1,5 млн. рублей, а середина достигает 10-15 млн. Но эти суммы шокируют лишь до той поры, пока стоимость работ не начинает делиться на количество трудозатрат. При всей своей красоте и даже периодической напыщенности брендинговый бизнес – далеко не самый рентабельный, а среди колоссов многие на глинянных ногах. Но если рассматривать красивые картинки, то вряд ли имеет смысл утверждать, что российское предложение в чем-то уступает заграничному. Дизайн шагнул вперед так же, как и цены. А проблемы смысла – это проблемы не только агентства.

 

slavinsky.livejournal.com