Вместе с Литвой Белоруссия присоединилась к проекту железнодорожных перевозок в обход России.
Картина дня 3 февраля. Белоруссия обошла Россию
Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

К Транскаспийскому маршруту, идущему в обход России, присоединились Литва и Белоруссия. Предполагается, что они будут доставлять грузы в Азию через украинский порт в Одессе. Вильнюс и Минск хотят обезопасить себя от непредсказуемой внешней политики Москвы – по крайней мере, так считают политологи.

 

Украинский кабмин подписал с Литвой меморандум об объединении проекта «Шелковый путь» с проектом «Викинг». Об этом рассказал премьер-министр Арсений Яценюк. Литва станет первой страной-членом ЕС, которая присоединится к железнодорожному маршруту, идущему за пределами России. Белоруссия также присоединится, поскольку уже участвует в проекте «Викинг».

 

Речь, напоминаем, идет о поезде комбинированного транспорта «Викинг», который проходит по территории Литвы, Украины и Белоруссии. Он начал курсировать в 2003 году. Поезд является совместным «продуктом» железных дорог Литвы, Украины и Белоруссии, стивидорных компаний и портов Клайпеда, Ильичевск и Одесса. Общая протяженность маршрута составляет 1,766 тыс. км.

 

 

Сегодня, кстати, вступает в силу киевское эмбарго на расширенный список товаров из России. В список вошли, например, репчатый лук, зеленый чай, консервированная рыба, икра и кондитерские изделия. В общем-то, это лишь дополнение к перечню товаров, который был утвержден еще 20 января. Аналитики, впрочем, отмечают, что ничего особо нового в списке нет. Экономист Владимир Жуковский заявил, что Россия последние несколько вообще почти не торгует продуктами с Украиной.

 

Киев объясняет введение эмбарго в отношении российских продуктов тем, что Москва 1 января ввела запрет на поставку некоторых украинских товаров. Из-за ассоциации Украины с ЕС Россия, кроме этого, отменила зону свободной торговли. Таким образом, с отечественных прилавков пропали украинский шоколад, сыры, алкоголь, масло и многое другое.

 

В российской столице, тем временем, захотели тоже что-нибудь запретить – и придумали запретить сервис Uber. Московский департамент транспорта намерен обратиться в правоохранительные и судебные органы с требованием запретить работу приложения, предназначенного для вызова такси.

 

Глава ведомства Максим Ликсутов заявил, что ведомство пойдет на это, если руководство Uber не подпишет соглашение о передаче информации о передвижении автомобилей по городу. Также он уточнил, что организация должна будет работать только с легальными таксистами, которые имеют разрешение на осуществление таксомоторной деятельности.

 

В самой компании, к слову, сообщили, что планируют подписать соглашение с московским правительством – и после этого не повысят цены на проезд. Пресс-секретарь Uber Евгения Шипова подчеркнула, что организация достаточно активно сотрудничает с регуляторами в городах, где доступно мобильное приложение.

 

В начале недели нефтяные котировки стремительно снижались – и потянули за собой российскую валюту, которая до сих пор продолжает «обыгрывать» их падение.

 

Так, официальный курс американского доллара на завтра составил 79,25 рублей, а курс евро – 86,51 рублей.

 

В ходе торгов на Московской бирже расчетами «завтра» на 17.20 мск рубль, однако, укреплялся. Доллар США терял сразу 1,66 рублей, понижаясь до отметки в 78,09 рублей, а евровалюта теряла 1,49 рублей, опускаясь до 85,61 рублей.

 

Счетная палата РФ, по предварительной информации, выявила в 2015 году 440 млрд рублей неэффективно использованных средств. Об этом заявила глава ведомства Татьяна Голикова. В частности, речь идет о нарушениях в сфере бюджетных инвестиций, использовании государственного имущества, нарушений в сфере закупок.

 

 

Также сегодня стало известно, какие из компаний могут быть приватизированы в этом году в первую очередь. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев отметил, что это могут быть такие компании, как «Роснефть», «Башнефть» и «Алроса». Это публичные компании, и они котируются на рынке. Именно в силу этого они технически и юридически лучше всего готовы и лучше всего известны инвесторам.

 

Впрочем, в агентстве Bloomberg считают, что предложения приватизации «звучат слишком хорошо, чтобы быть правдой», поэтому они вряд ли воодушевят вкладчиков.

 

Египет, авиационное сообщение с которым было полностью прервано после катастрофы российского Airbus A321 над Синаем, просит Россию более чем вдвое увеличить число регулярных рейсов из Москвы в Хургаду и Шарм-эль-Шейх.

 

Многие считают, что Египет рассчитывает на лояльность российской стороны, поскольку местные власти поддерживают закупки российских самолетов – в частности, SSJ-100.