Почему поездка на машине Uber стоит так дешево? Из-за гениальности его создателя и экономии на масштабах, потому что Uber – это «Walmart в сфере транспорта»?
Битва с титанами: чему Uber учит государство
Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

На самом деле реальная причина в том, что за этой компанией стоят горы денег ее инвесторов, подчеркивает в статье в Guardian журналист Евгений Морозов. И эта же причина мешает нам, обычным людям, пользоваться технологиями, чтобы улучшить собственную жизнь, утверждает он.

 

План Uber прост, пишет журналист: он подразумевает снижение стоимости настолько, чтобы это увеличило спрос, привлекая клиентов, которые при иных обстоятельствах воспользовались бы собственной машиной или общественным транспортом. На это требуется много, много денег, и они у компании есть – от крупных инвесторов вроде Google, главы Amazon Джеффа Безоса или Goldman Sachs. Эти деньги есть у Uber, даже несмотря на то что сервис был убыточен в 2014 году и оставался убыточным в 2015-м: по данным TheInformation, убытки компании в первой половине года составили почти миллиард долларов ($987,2 млн), в то время как выручка оказалась на уровне $663,2 млн.

 

По мнению Морозова, глобальная экспансия Uber – наглядное подтверждение того, что правительства не в состоянии эффективно собирать налоги с технологических гигантов. Другими словами, у Uber есть столько денег именно потому, что у государства их нет. Сервис по найму автомобиля – не единственный пример, сюда же можно записать Apple, Google и прочие компании.

 

Тем временем лишенные доходов правительства и городские власти начинают экономить и выделяют все меньше средств на инфраструктуру, транспорт и инновации в этих сферах. Журналист приводит в качестве жертв этой ситуации финский сервис Kutsuplus, который был запущен властями Хельсинки. В мобильном приложении горожане могли выбирать точки отправления и назначения, и алгоритм на основании запросов отправлял по городу микроавтобусы, проезд на которых стоил больше, чем в общественном транспорте, но оказывался вдвое дешевле такси, а время поездки фактически выбирал пользователь. Несмотря на восторженные отзывы прессы, программа закрылась менее чем через два года: она была слишком дорога для местного бюджета.

 

Будем реалистами, призывает автор статьи: Кремниевая долина не будет вечно спонсировать наши дешевые поездки на Uber – рано или поздно она захочет получить свои деньги, и для этого компания сначала увеличит нагрузку на водителей, а затем неизбежно и на пассажиров.

Читать далее