Жители Санкт-Петербурга наверняка помнят сеть магазинов "Титаник".
Бизнес, который пора начинать заново
depositphotos.com

Огромная сеть, охватывающая весь город с CD-дисками и видеокассетами высокого качества, отличным обслуживанием и 24-м режимом работы. Вечная тема – музыка. А еще отличное обслуживание, приятные интерьеры и продавцы, которые с радостью помогут. Самый успешный, наверное, бренд среди музыкальных реселлеров. Еще, конечно, был "Союз" с более крутыми магазинами и даже собственным продуктом – они не просто продавали, они озвучивали фильмы для российского рынка, делали шикарные обложки для кассет и дисков. Т.е. по всем параметрам и те и другие были отличными брендами своего времени. Но где они сейчас?

 

Я уже не говорю о сервисах видеопроката, которые так и не успели разрастись во что-то приличное, такое как Netflix в США. Они ушли с рынка. Но, постойте, ведь Netflix, классический видеопрокат, почему-то остался и никуда не делся. Более того, он еще и планирует прийти в Россию. Почему так произошло? Просто они, следя за трендами рынка, вовремя переключились с физического контента на цифровой, оставаясь верными своим принципам. Всё осталось – поменялся лишь формат взаимодействия: интернет вместо почты.

 

Суть в том, что бизнесу необходимо меняться. Первое, что приходит на ум – с. Был телеграфной компаней – стал платежным сервисом. И таких примеров огромное количество: тот IBM чувствует себя прекрасно не выпуская десктопы и ноутбуки в крутом дизайне... Они анализируют тренды, чувствуют рынки и меняются – кто-то продолжая развивать собственный продукт, кто-то меняясь радикально. Но есть и те компании, которые сосредоточены на себе и меняться не хотят. Polaroid, Kodak и Nokia – пропустили цифровую революцию. Sony – сдала свои позиции культового производителя. Это нормальный "времени бег". Но что делать, чтобы не сойти с дистанции?

 

Задача бизнеса – не только создавать процессы, приносящие стабильный результат. Вторая, не менее важная задача – это сохраняя стабильность результата быть готовым к изменениям. Вслед за рынками. Вслед за трендами. На наших глазах рушатся цепочки поставок: ритейлеры, дистрибьюторы, дилеры... Этот рынок (в России еще и подстегиваемый небывалым спадом продаж) меняется быстрее чем мы думаем. И опять же благодаря не изменениям потребительских предпочтений (они следствие), а благодаря новым технологиям. Как mp3 и Интернет. Как цифровая фотография, в которую никто не верил. Как компьютеры. Как телефон.

 

Я вижу, как некоторые бизнесмены категорично сопротивляются изменениям, отвергая саму возможность что-то изменить в бизнесе. Ну да, добавили интернет. Ну да, добавили SEO и SMM – чем не прогресс? Но это всё "осколки". Сами изменения куда более глобальны и ошибкой было бы сопротивляться им. Как долго может сопротивляться сотовой связи производитель телефонных будок? Это вопрос, который надо задать себе.

 

Но не надо паниковать. Основная ошибка в том, что такие размышления приводят к паническому настроению. Это лишь потому, что свой бизнес вы рассматриваете как константу, а рынок – как что-то адаптирующееся под него. Но ведь всё наоборот. Вы бизнесмен или кто? Вместо того, чтобы сопротивляться надо расслабиться и получить удовольствие надо изучить тенденции и тренды, понять как будет развиваться ситуация в ближайшем будущем. Потому как если будущее станет реальностью – вы будете уже за бортом. Не только решать текущие задачи, а смотреть вперед – это важное конкурентное перимущество. Если будущего нет, то куда вы стремитесь?

 

Основная проблема в том, что через отрицание неизбежного вы прежде всего губите свой будущий бизнес по очень простой причине. Сейчас вы доходны и растущи.. У вас есть ресурс для изменений. У вас есть время чтобы подумать.  У вас есть время чтобы научиться и научить. У вас есть время для манёвра. У вас есть выбор. Сегодня. Завтра – его не будет. И даже если сегодня ты "магазин всего", а завтра тебе придется торговать лишь тем, что покупают одноногие стоматологи-гомосексуалисты – это нормально. Потому как это бизнес, способный генерировать прибыль.

 

Бизнесу необходимо меняться. Причем иногда, чтобы выжить, меняться необходимо радикально. Оставив от своего прошлого только набор ценностей и клиентов. Этого хватит в будущем. Одна проблема – и то и другое у вас должно быть. Иначе лучше начинать с нуля.

 

slavinsky.livejournal.com