Обучение на ошибках.
Пять верных способов провалить переговоры
Gohengs via Shatterstock

Оксана Беляева, директор по маркетингу и продажам компании «Интач страхование»

 

Мне кажется, у каждого руководителя есть собственный рейтинг лучших и худших переговоров в его карьере. Кризис — время для анализа и работы над ошибками. Сейчас потеря клиентов или партнёров, а также невыгодные для вас договорённости особенно остро сказываются на состоянии бизнеса.

 

Ошибка №1: Не распределить роли в команде

 

Многие любят ездить на переговоры командой. На мой взгляд, это сложнее, чем выступать одному, но иногда иначе просто не получается. Главный риск в том, что между участниками команды могут неожиданно возникнуть противоречия. Опытный оппонент обязательно это заметит и при первой удобной возможности использует их против вас.

 

Когда мы готовимся к ответственным переговорам, мы проговариваем между собой любые темы, которые могут возникнуть в ходе обсуждения, уточняем нашу общую позицию по каждому вопросу и (пожалуй, именно это — главное) договариваемся, в чём мы готовы уступить, в чём — ни при каких обстоятельствах.

 

Я всегда учу своих менее опытных сотрудников следить за поведением всех участников встречи. Нужно одновременно контролировать собственные эмоции и улавливать изменения в настроении партнёров, чтобы понимать, когда можно надавить чуть сильнее, а когда лучше остановиться.

 

Наконец, у команды обязательно должен быть лидер — опытный спикер, который сможет поддержать коллег, если переговоры зайдут в тупик или начнут развиваться в нежелательном для вас направлении.

 

Ошибка №2: Рассматривать вопросы по отдельности, а не в комплексе

 

Я могу вспомнить множество ситуаций, когда мы с партнёрами заигрывались — например, долго торговались о цене, а потом, уже в конце разговора, вдруг обнаруживали, что предполагаемые партнёры готовы работать исключительно с отсрочкой платежа, что нам категорически не подходило. Получалось, участники встречи тратили время и силы впустую.

 

Лучший способ избежать подобных ситуаций — ещё в начале встречи назвать главные пункты обсуждения, определив таким образом структуру предстоящей беседы. Предлагая план переговоров, вы можете сразу сделать акцент на самых важных деталях, которые потребуется прояснить. Известный принцип «Проблемы решаю по мере поступления» в бизнесе работает далеко не всегда. Умение видеть задачу в комплексе, со всеми деталями и подводными камнями — это очень ценный дар.

Читать далее