Пять принципов сооснователя Acronis.
Как правильно увольнять
Stephen Mcsweeny via Shutterstock

Станислав Протасов, сооснователь и глава разработки Acronis

 

Компаний, из которых никто и никогда не увольняется, не существует. Текучка кадров может быть небольшой, но она всё равно есть. В нормально работающей IT-компании ротация кадров составляет около 10% в год.

 

Как правило, в половине случаев инициатором расставания выступает руководство (не сошлись в философии, не удалось влиться в коллектив, или человек просто плохо работал), в половине — сами сотрудники. Со второй категорией всё ясно (мы, например, стараемся удержать тех, кем довольны), а вот с теми, кого мы сами хотим уволить, всегда бывает сложно.

 

Речь не столько о гуманизме, сколько о том, что увольнение, выполненное безграмотно (а такое, нужно признать, случается сплошь и рядом), вредит имиджу компании, а также демотивирует тех, кто продолжает в ней работать. Таким образом, расстаться нормально — это действительно очень важная задача.

 

На мой взгляд, ошибки при увольнении чаще всего обусловлены тем, что эта неприятная процедура — стресс для обеих сторон, и поэтому ответственные за её выполнение пытаются решить проблему как можно быстрее, не заботясь о средствах и том, как всё пройдёт.

 

Недавно я читал исследование, в котором утверждается, что во время сражения большинство участников стреляют не в сторону противника, а в воздух. Мне кажется, это похоже на правду — нормальному человеку несвойственно стремиться причинить вред другим представителям вида Homo sapiens. То же и с увольнением. Ещё недавно менеджер и его подчинённый вместе пили пиво, болтали в курилке и считали друг друга нормальными парнями, а теперь один другого должен уволить и чуть ли не выгнать на улицу (многие, поверьте, воспринимают ситуацию именно так). А него, возможно, ипотека и жена беременна.

 

На самом деле ничего ужасного в процедуре увольнения нет. Более того, часто она приводит к положительным изменениям в жизни увольняемого. Важно суметь ему это объяснить. Ниже — несколько простых советов из моего личного опыта, которые позволят сделать так, чтобы уволенный сотрудник не держал на вас зла. Они будут полезны руководителям и владельцам компаний, но ещё больше — линейным менеджерам (именно они, как правило, не знают, как уволить человека грамотно).

Читать далее