Несмотря на замедление роста продаж, "Лента" вновь стала самым быстрорастущим публичным FMCG-ритейлером в России.
Доходы «Ленты» растут быстрее, чем у конкурентов
Николай Цыганов / Коммерсантъ

На второе место по темпам роста в 2015 году поднялась X5 Retail Group, обогнав лидера по выручке российской розницы "Магнит" и группу компаний "Дикси".

 

По итогам 2015 года "Лента" увеличила свои продажи на 30,3%, до 252,8 млрд руб., говорится в отчетности компании. Несмотря на то что темпы роста выручки замедлились по сравнению с 2014 годом (тогда ритейлер нарастил оборот на 34,5%), "Лента" сохранила лидерство по этому показателю. За прошедший год сеть открыла 32 гипермаркета и 8 супермаркетов, увеличив общую торговую площадь на 25,8%, до 882,3 тыс. кв. м.

 

Активный рост продаж позволил "Ленте" не только удержать лидерство по темпам увеличения выручки, но и обогнать Metro Cash&Carry в рейтинге крупнейших FMCG-ритейлеров, подготовленном "Infoline-Аналитика". По данным Infoline, немецкий ритейлер увеличил выручку лишь на 7,4%, до 225 млрд руб., и уступил пятую строчку рейтинга "Ленте". В Metro эти данные не комментируют.

 

Второй по темпам прироста выручки в 2015 году стала X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель"), увеличившая продажи на 27,3%, до 804,13 млрд руб. Компания существенно ускорила рост оборота по сравнению с результатами 2014 года, когда выручка ритейлера выросла на 18,6%, что делало его лишь четвертым по этому показателю. У основного конкурента Х5 — лидера российской розницы "Магнита" ситуация обратная: компания замедлила прирост выручки в 2015 году до 24,5% против 31,71% по итогам 2014 года. Теперь "Магнит" третий в рейтинге самых быстрорастущих продовольственных сетей. За 2015 год его продажи составили 950,6 млрд руб.

 

ГК "Дикси" (сети "Дикси", "Виктория") замедлила рост выручки в прошедшем году до 18,9% (продажи составили 272,3 млрд руб.), в то время как в 2014 году оборот компании вырос почти на 27%. Самые низкие темпы роста выручки, как и год назад, показал "О'кей". Продажи ритейлера выросли лишь на 6,9%, до 160,3 млрд руб. По итогам 2014 года рост составил 9%, а выручка — 152 млрд руб.

 

Сохранить лидерство по темпам роста выручки "Ленте" помогло активное наращивание площадей, считает старший аналитик по потребительскому сектору Sberbank CIB Михаил Красноперов.

В течение девяти месяцев 2015 года торговые площади росли на 38%, что явилось самым высоким темпом среди публичных игроков,— поясняет он.

При этом, говорит господин Красноперов, в целом для формата "гипермаркет" четвертый квартал был очень сложным.

Сезонный всплеск продаж, характерный для этого формата, в этом году не реализовался из-за высокой базы конца 2014 года, когда потребители закупались впрок и продовольственными, и непродовольственными товарами,— поясняет господин Красноперов.

Зато, например, X5, у которого основной формат — "у дома", это позволило в четвертом квартале стать самым быстрорастущим по выручке ритейлером (плюс 26,3%; для сравнения: у "Ленты" — плюс 26,2%, у "Магнита" — плюс 17,8%), добавляет аналитик.

 

Замедление темпов роста выручки "Магнита" связано с преимущественно региональным расположением сети, считает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева.

В некоторых городах, где "Магнит" представлен достаточно широко, падение реальных доходов населения было более выраженным, чем в крупных городах и столице,— поясняет она.

Также сказывается эффект высокой базы — последние годы ритейлер рос достаточно активно, а в текущих условиях сложно соответствовать показателям экономически стабильного периода.

 

Несмотря на сложности в экономике и снижение доходов потребителей, крупнейшие сети FMCG в наступившем году имеют значительный потенциал увеличения доли рынка, считает гендиректор "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. Он прогнозирует, что в 2016 году, как и в 2015-м, продовольственная инфляция будет выше, чем темпы роста расходов ритейлеров на аренду, зарплату персонала, коммунальные услуги и т. д.

Это позволит федеральным ритейлерам быть более гибкими с точки зрения ценообразования и промоактивности и увеличить ценовое преимущество перед несетевыми магазинами, а также сохранить высокие темпы органического роста и реализовывать сделки M&A (слияния и поглощения) на региональных рынках,— рассуждает он.