Первый зампред Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков предложил задуматься над заменой ежедневного предрейсового осмотра таксистов на обязательное страхование поездки на такси.
Депутат предложил заменить предрейсовый осмотр таксистов на страхование поездок
Коммерсантъ/Петр Быстров

Предрейсовый осмотр в его существующей форме мало способствует безопасности пассажиров, а иногда и снижает ее, считает В.Лысаков. Он отметил, что в случае, когда речь идет о частном предпринимательстве, ситуация у водителей практически безвыходная. «Представьте, служебный автомобиль у таксиста стоит около дома. Согласно закону, чтобы начать работу, водитель должен пройти предрейсовый медицинский и технический осмотры. В современных реалиях по пробкам только путь до медпункта может занять полтора-два часа времени, а еще техосмотр, а значит – дорога до СТО. Также возникает вопрос – а что делать таксисту поздним вечером или ночью, где проходить медосмотр? Отмечу, что по действующему законодательству рабочий день водителя не должен превышать восьми часов, поскольку усталость сильно влияет на безопасность движения. Но по факту большинство водителей такси работают по 12-16 часов в сутки без выходных, что явно повышает возможности аварии».

Он также напомнил, что многие страны уже отказались от предрейсового осмотра, заменив на страхование поездки на такси в целом.

«Страхование поездки сможет защитить как пользователя на случай ущерба при ДТП, так и водителя такси в случае, если пассажир не оплатил поездку или, скажем, причинил вред машине или водителю».

В.Лысаков заметил, что подобная практика уже принята, к примеру, в Великобритании, США и Канаде. По его мнению, при массовом спросе на услугу, стоимость страховки для потребителя в такси с низким аварийным рейтингом будет невысокой – 2-3 рубля с каждой поездки. Он пояснил, что таксисты будут более внимательно следить за состоянием машины и по возможности избегать аварий, чтобы не портить свой рейтинг, а таксомоторным паркам будет невыгодно брать на работу таксистов с плохой репутацией, т.к. размер страхового взноса водителей может напрямую зависеть от их аварийного рейтинга: «Чем ниже аварийность – тем ниже цена страхового взноса, который он платит страховой компании».

В.Лысаков подчеркнул, что регулярные проверки технического состояния автомобилей и медосмотр водителей могут сохраниться, но эту активность следовало бы переложить на плечи страховых компаний, финансово заинтересованных в отсутствии происшествий. А значит, контроль будет не на бумаге, а на деле.

Читать далее