Опыт сервиса товарных рекомендаций.
Как стартапу выйти на европейский рынок
Gareth Cattermole / Getty Images

В инвестиционных презентациях многих российских стартапов есть пункт, посвящённый выходу на зарубежные рынки. На красивых слайдах указано, что Россия — это только тренировочный полигон для подтверждения гипотезы. Настоящие цели — США и Азия (по дороге часто обещают также захватить Германию, Францию и Великобританию).

 

Понятно, почему это важно. Мультипликаторы на российскую выручку (по которой инвестор будет проводить оценку стартапа) примерно в два раза ниже, чем на европейскую (на основе которых он хотел бы строить оценку при выходе).

 

Часто планы международной экспансии так и остаются на бумаге. У фаундеров на первых порах другие приоритеты, им нужно довести компанию до операционной прибыли прежде, чем закончатся привлечённые инвестиции. Мы в Retail Rocket первые полтора года своего существования тоже мало задумывались о продажах за пределами Рунета. Проблем хватало и дома. За 2014 год мы выросли в десять раз — и по числу сотрудников, и по выручке. Быстрое развитие требовало непрерывной доработки бизнес-процессов и погружения в работу в круглосуточном режиме.

 

Всё изменилось под воздействием двух факторов. Во-первых, в Россию начали заходить наши западные аналоги, и мы вдруг поняли, что можем с ними успешно конкурировать. Во-вторых, как многие, наверно, заметили, курс национальной валюты в конце 2014 года обрушился, и выручка в долларах или евро в один момент стала в два раза более привлекательной.

 

Решение попробовать свои силы за рубежом мы приняли менее года назад, но наши офисы уже работают в Италии и Нидерландах. Готовы поделиться опытом.

 

Этап I. Выбор рынка

 

У нас в этом вопросе было два ключевых критерия и несколько второстепенных.

 

Прежде всего мы оценивали объём (в нашем случае — рынка электронной коммерции). Как правило, такие данные можно найти в открытых источниках или относительно недорого купить.

 

Второй по значимости критерий — уровень проникновения технологий, которые мы собираемся предложить. К примеру, в Германии (крупнейший e-commerce-рынок Европы) мы насчитали более 80 прямых конкурентов, зато в соседних Нидерландах не увидели никого.

 

Теперь о второстепенных критериях.

 

Удалённость от штаб-квартиры лишь на первый взгляд кажется мелочью. Регулярные звонки и командировки в офис на другом конце света — очень непростая и финансово затратная штука.

 

Стоит учитывать и то, как в выбранной стране относятся к России — увы, у нас сегодня далеко не лучший имидж. Отношение может отличаться в зависимости от степени вовлеченности конкретной страны в те или иные события. В IT-тусовке политики почти нет (хотя все, конечно, спрашивают, что мы думаем про Путина), а типичный образ русского — «странный математик-шахматист, который пьёт много водки». Проблемы могут возникать при регистрации юридических лиц, открытии банковских счетов и т. д.

Читать далее