Рынок разворачивается вспять.
Зачем интернет-магазинам офлайновая розница
Sarah L. Voisin/The Washington Post via Getty Images

Ещё немного — и интернет-торговля похоронит офлайновую розницу. Мы так часто слышим от экспертов подобные заявления, что воспринимаются они уже как данность. Действительно, содержать «просто магазин» дороже, чем сайт, склад и курьерскую службу — из-за дорогой аренды, растущей налоговой нагрузки, постоянных проблем с подбором кадров. При этом смартфонами пользуются уже более 40% граждан России (в крупнейших городах — более 50% жителей), а к широкополосному интернету имеют доступ все 60%. Каждый второй интернет-пользователь регулярно совершает покупки в онлайн-магазинах. На Западе таких уже 80%, и Россия рано или поздно придёт к этому уровню.

 

Всё так, но тем не менее разговоры о полном исчезновением офлайн-торговли — это пока только разговоры. Точно так же, как телевидение не убило печатную прессу, а вендинговые машины — живых продавцов, интернет-магазины не убьют офлайн-торговлю. Жизнь намного интереснее и сложнее. С одной стороны, не справившись с экономической нестабильностью, уходят с рынка игроки, которые делали ставку исключительно на интернет, с другой — крупные интернет-компании открывают офлайн-представительства или заключают сделки с розничными сетями. Самые яркие примеры — Amazon и Alibaba.

 

Иными словами, мы скорее наблюдаем взаимопроникновение офлайн- и онлайн-торговли, а не вытеснение одного другим. И ключевой фактор здесь — поведение клиента.

 

Ещё буквально два-три года назад офлайн- и онлайн-клиенты не пересекались. Офлайн-клиент шёл в магазин за консультацией менеджера и для того, чтобы потрогать то, что покупает. Онлайн-клиент делал покупки в Сети и «просто магазинами» не интересовался, считая, что консультации ему не нужны. Самые сильные позиции тогда были у мультиканальных компаний с продажами и офлайн, и онлайн — пусть даже эти каналы не пересекались.

 

Сегодня многие предпочитают использовать все каналы одновременно. Проконсультироваться в магазине, сделать заказ через кол-центр и получить его от курьера. Или заказать онлайн и забрать в магазине. Мы называем таких покупателей омниканальными (в переводе с латыни omnia — «всё»). Если ещё пару лет назад таких покупателей было 5–10%, то сегодня — уже порядка 20%. Естественно, их потребности нельзя игнорировать, особенно учитывая, что они в ближайшем будущем будут доминирующей категорией.

Читать далее