Эксперты говорят: чтобы защититься от фальшивки, нужно покупать полисы в офисах проверенных страховых компаний.
В России наблюдается рост числа поддельных полисов ОСАГО
Коммерсантъ/Олег Харсеев

Фальшивые полисы ОСАГО буквально наводнили рынок. По данным Российского союза автостраховщиков, каждый 42-й полис в России недействителен. Страховые компании потеряли десятую часть продаж по сравнению с 2014 годом — это около 3 млн договоров.

 

К этому привели сразу несколько причин, говорят эксперты. Среди них резкое подорожание услуг страхования при понижении доходов населения, кризис продаж на рынке авто и отказ от второго автомобиля в семье. Заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим при ДТП, координатор службы «Европротокол» Глеб Виленский считает, что страховые компании сами виноваты в сложившейся ситуации.

 

Глеб Виленский
координатор службы «Европротокол»

 

«В первую очередь, на мой взгляд, виноваты страховщики, потому что они в течение нескольких лет затрудняли людям покупку полисов в тех регионах, где для страховых компаний ОСАГО было невыгодно, и тем самым просто открыли дорогу всяким жуликам. Во-вторых, за последнее время только в этом году с рынка ушло несколько крупных страховых компаний. Удивительным образом каждая из них недосчиталась огромного количества бланков. Эти бланки настоящие. Автовладелец, покупая такой полис, является совершенно добросовестным покупателем, и у него нет способа определить, настоящую ему страховку продали или поддельную. Он же не может разбираться во всех этих нюансах — кто работает, а кто лишен лицензии. Естественно, чем выше стоимость полиса, тем больше будет у разного рода жуликов мотивации продавать фальшивки. Я не знаю ни одного способа защиты от этого в масштабах государства. Что делать простому автовладельцу — совершенно понятно: ему нужно подстраховываться и покупать страховку только в проверенных местах, лучше всего в офисе страховой компании. Если у водителя недействительный полис ОСАГО, то он просто не застрахован и несет ответственность за ущерб в обычном гражданско-правовом порядке. За управление автомобилем без полиса сейчас предусмотрен только один вид наказания — штраф, и штраф не большой. Учитывая, что ГАИ сейчас гораздо реже проверяет полисы у водителей, у них появляется мотивация ездить вообще без страховки или покупать фальшивку. Но эта ситуация, скорее всего, в ближайшее время начнет меняться, потому что сейчас уже Российский союз автостраховщиков и ГИБДД заговорили о том, чтобы перепрограммировать существующие камеры автоматической фиксации, например, стрелки, таким образом, чтобы они выявляли в потоке машины без действующего полиса ОСАГО».

 

Автостраховщики предупреждают, что, покупая подделку, автомобилисты сами себя наказывают. Они остаются без покрытия финансовых потерь при ДТП, рискуют получить штраф за отсутствие полиса от ГИБДД в размере 800 рублей, а также потерять свою страховую историю.