Личная потеря как повод начать бизнес/
Похоронные революционеры: Китайский маркетолог меняет сферу ритуальных услуг
Andy Wong

Китайский рынок похоронных услуг очень похож на российский: он также монополизирован, коррумпирован и диктует запредельный уровень цен. Пекинец Ван Дань пережил трагедию и решил открыть свой бизнес в этой сфере, но играть по другим правилам: устанавливать минимальную наценку, предоставлять услуги онлайн, входить в положение клиентов. The Guardian опубликовала эссе о его эксперименте, а «Секрет» перевёл из него самое интересное.

 

Ван Дань — 34-летний пекинец с добродушным лицом. Его всегда интересовали технологии, а владельцы крупных интернет-компаний стали для него настоящими кумирами. Например, Робин Ли, родившийся в деревне и создавший поисковую систему Baidu, или Джек Ма, бывший учитель английского, основавший Alibaba. Сегодня обе компании оцениваются в несколько миллиардов долларов. Именно эти истории научили Вана мечтать по-крупному.

 

Его собственная история началась в пекинской больнице зимой 2012 года. Тогда у его матери нашли рак, и Ван выплатил крупную сумму за место в палате. Недели становились месяцами, и женщина прошла 17 курсов химиотерапии. Видя, как она страдает, Ван впал в депрессию, не мог работать и начал бояться, что потеряет работу (тогда он работал маркетинговым директором в пекинской компании Lashou).

 

В конце концов врач посоветовал ему начать готовиться к похоронам. Ему рекомендовали обратиться к администрации Бабаошана — самого большого городского кладбища. Ван позвонил туда, и его сразу спросили, где находится тело. Он ответил, что его мать жива, но может умереть в любой момент.

Тогда к чему столько спешки? — ответил служащий кладбища.

Ван повесил трубку и вернулся в палату.

 

Пару часов спустя он решил обратиться в маленький магазин ритуальных услуг. В помещении горела всего одна лампочка, свисавшая с потолка. Вану небрежно задали несколько вопросов, а потом потребовали депозит в $460.

За что я должен заплатить такие деньги? — спросил Ван.

 

Просто дайте мне деньги, а я обо всём позабочусь, — ответил продавец.

Ван кивнул и вышел на улицу.

Он смотрел на меня как на кусок мяса, — вспоминает он. — Кошмарное чувство.

Ван зашёл в другой магазин, затем в ещё один, и каждый раз он разочаровывался ещё больше.

Я подумал, как же так: в таком современном обществе похоронная индустрия остаётся такой дикой и примитивной? — говорит он.

Читать далее