Банк испытывает сложности с получением данных.
Тинькофф-банк удалился от ПФР
Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ

Полностью дистанционная модель Тинькофф-банка создала ему сложности при получении данных о потенциальных заемщиках из Пенсионного фонда (ПФР) через Единый портал госуслуг (ЕПГ). Поскольку получить данные о себе из ПФР могут лишь сами заемщики, банки со стандартной моделью бизнеса оборудуют для них возможность доступа в ЕПГ в своих офисах. Тинькофф-банку без офисов это сделать затруднительно.

 

О том, что Тинькофф-банк столкнулся с проблемами при получении справок о доходах граждан из ПФР, "Ъ" рассказали источники на банковском рынке. Как пояснили "Ъ" в Тинькофф-банке, "в настоящее время банк принимает участие в пилотном проекте, в рамках которого сотрудники Тинькофф-банка после идентификации клиента помогают ему зарегистрироваться на Едином портале госуслуг". Зарегистрированный клиент приобретает возможность получить через ЕПГ выписку из ПФР и направить ее в банк для подтверждения доходов. Но, как поясняют в Тинькофф-банке, эта схема далека от идеальной, так как "по факту многие клиенты в итоге не направляют банку справку о своих доходах".

 

Банкиры давно выступали за возможность доступа к пенсионным данным граждан. Получение информации из ПФР позволяет более точно оценить уровень дохода клиента. При этом для розничных банков такая возможность была особенно актуальной на фоне растущих рисков. Против прямого доступа третьих лиц к пенсионным данным граждан активно выступал ПФР. В итоге было принято компромиссное решение: банки в своих офисах должны помогать клиентам регистрироваться на ЕПГ, а после клиенты сами запросят выписку из ПФР и предоставят банку (см. "Ъ" от 22 сентября 2014 года).

 

Опрошенные "Ъ" представители банков, участвующих в пилоте по доступу к данным ПФР через портал госуслуг, проблем с получением выписок от граждан не испытывают. По мнению зампреда правления Азиатско-Тихоокеанского банка Вячеслава Андрюшкина, "возможно, сложности Тинькофф-банка с получением выписок от граждан связаны с особенностями его бизнес-модели. Банк взаимодействует с клиентами дистанционно и не может контролировать весь процесс регистрации и получения выписки, как это делают сотрудники в обычных офисах".