Сергей Рыжиков. Как вырастить стартап внутри большой компании.
Как вырастить стартап внутри большой компании
Depositphotos.com

Большие компании, особенно те, что нашли хорошую нишу, очень быстро растут, но также быстро теряют способность к инновациям. Ведь такая компания растёт вокруг действующего бизнес-процесса, который генерирует прибыль. Поэтому у неё всего два пути, если речь идёт об инновациях. Первый — скучный: создать отдел M&A, который будет выкупать у инвесторов что-нибудь интересное и по профилю. Второй — сложный, но перспективный: взрастить внутри культуру, которую я называю «стартап внутри компании».

 

У маленьких компаний всё просто. Пришёл клиент на хлебозавод и попросил делать вместо тортов кексы. Гендиректор сказал: «Да, конечно!» Начал делать, и через полгода у него, помимо производства тортов, готов бизнес по производству кексов. Потом то же самое с эклерами, пирогами, одно направление отвалилось, другое стало лучше расти… Малый бизнес вообще живёт тем, что постоянно меняется, ведь он по-другому не сможет существовать. В большой компании так не бывает, и для создания новых проектов нужна методика.

 

Как придумать стартап

 

У нас всё начинается со стратегической сессии — это мероприятие, которое проходит раз в полгода в Калининграде. На него съезжаются все руководители из разных стран и городов — около 20 человек. Там есть гостиница, где мы традиционно всех селим, снимаем большой зал и заказываем туда обеды, кофе, чтобы не отвлекаться, и работаем три дня. В первый день руководители отчитываются по трём главным задачам, которые сами себе ставили на прошлой сессии, на второй день все анализируют рынок и думают над созданием новых продуктов, на третий ставят новые задачи, за выполнение которых нужно будет отчитываться на следующей сессии.

 

Участникам мы предлагаем придумывать стартапы, не оглядываясь на стоимость реализации, трудоёмкость или технические сложности воплощения. В последний раз мы разделили всех на шесть команд, каждая придумала по три стартапа и защищала их перед остальными. После этого все идеи фиксируются в нашем «Битрикс24». По разным причинам люди не любят меняться, но рынок-то меняется, и мысль о постоянных изменениях в компании должна стать привычной и обязательной частью корпоративной культуры.

Читать далее