Предприниматели и коллектор дают уроки выживания.
Считай копеечку: Как готовиться к новой волне кризиса
depositphotos.com

В середина августа рубль снова сильно упал в цене, эксперты заговорили о второй волне кризиса. «Секрет» узнал у владельцев ресторанов, банка, сети кинотеатров, магазина и сервиса авиабилетов, какие меры они предпринимают для того, чтобы пережить трудные времена.

 

Дмитрий Жданухин
Генеральный директор Центра развития коллекторства

 

Ситуация со взысканиями сильно изменилась по сравнению с докризисным периодом. Мы чаще видим бизнесменов, которые просто опускают руки и говорят: «Мне уже всё равно» или общаемся с рейдерами, которые воспользовались ситуацией и захватили чей-то бизнес.

 

Работы из-за кризиса у нас стало больше. Это компенсируется тем, что взыскивать мы стали меньшие суммы. В 2008-м году владельцы бизнеса часто раздавали большие долги, лишь бы не сорвалась сделка по продаже компании. В этот раз такого пока не было. У многих наших коллег из розничного коллекторства дела обстоят ещё хуже, они на грани выживания.

 

Если предприниматель хочет взыскать долги самостоятельно, ему стоит для начала провести ревизию пассивов и активов. Вдруг у должников, которым в жирные годы вы всё прощали, сейчас не такая сложная ситуация и они смогут погасить задолженность хотя бы частично, начинать требовать возврата долгов нужно именно с таких клиентов или партнёров. Второе — искать возможности оперативно решить долговые проблемы. Долги можно взыскивать не только через суд. Сейчас, например, активно развивается медиация. Третье — не думать, что предпринимательские долги легко продать. Это распространённая ошибка. На самом деле это редкое явление, потому что схемы юридического сопротивления взысканию слишком распространены.

 

Если вы оказались в долгах, вот вам два совета. Во-первых, общайтесь с кредиторами максимально гибко. Если у вас нет возможности погасить долги, предложите им забрать дебиторскую задолженность. Порой им легче её взыскать, чем вам. Вашим контрагентам, которые не ведут бизнес друг с другом, проще надавить друг на друга. Во-вторых, важна открытость. Собирайте всех своих кредиторов и общайтесь с ними вместе. Прошлый кризис и наш опыт показывают, что иногда одни кредиторы тормозят других и помогают мирно решить вопросы.

 

Анна Шпак
Управляющий партнёр сети ресторанов «Хачапури», «Одесса-мама», «15 сестёр»

 

В августе, в тот день, когда рубль снова сильно упал, у нас было очень мало гостей. Но уже на завтра все смирились — и вернулись к нам. С каждой новой волной кризиса посетители всё меньше пьют дорогого алкоголя, выбирают рестораны с более низким средним чеком и внимательнее относятся к соотношению цена-качество. Те, кто раньше ходил в дорогие рестораны, теперь предпочитают более дешёвые. Мы стараемся за счёт таких гостей нарастить нашу аудиторию. Будем устраивать различные спецпредложения — например, дегустационные сеты.

 

Наши опасения — это рост цен на закупку продуктов и на импортный алкоголь. С первым мы пытаемся бороться через собственное производство — сами солим селёдку, коптим рыбу, варим сыр и так далее. По алкоголю будем искать продукты, адекватные по качеству и цене, и аналоги среди российских производителей. Если они станут более востребованными, за их качеством станут лучше следить.


Кризис даёт новые возможности по развитию — например, снижаются арендные ставки. Если мы увидим предложения помещений по низкой ставке и с адекватными владельцами, мы будем расширяться. В первую волну кризиса мы открыли ресторан «15 сестёр». На нас косо смотрели, но он оправдал себя. Две недели назад около метро «Молодёжная» открылся «Хачапури». Кафе уже набрало локальную аудиторию.

 

Владимир Щербаков
Основатель TeachBase

 

Вторая волна кризиса для нас — это и плохо, и хорошо. С одной стороны, у компаний всё меньше и меньше бюджетов на дополнительные системы. Самое неприятное — это не когда тебе сразу говорят, что не будут покупать, а когда затягивают принятие решения. У нас есть много проектов с госструктурами, там эти истории повсеместны. С другой, мы дешевле других платформ для онлайн-обучения, поэтому позволяем сокращать издержки. Если компания хочет выжить, ей нужно обучать сотрудников. Мы видим рост числа обращений в стиле: «мы отказались от командировок, переходим на формат онлайн-обучения».

 

Сами мы начали сокращать наши издержки в валюте ещё в январе — например, перенесли часть сервисов с «долларовых» серверов на рублевые. Вторая мера — мы всё больше внимания уделяем учебным центрам и частным тренерам/репетиторам, для чего к 15 сентября допилим возможность быстро запускать, пиарить и продавать собственные курсы.

Читать далее