СНГ — отличный вариант для экспансии.
Как российская компания стала брокером №1 в Казахстане
loveguli/Getty Images

В январе этого года наша компания «Фридом Финанс» впервые заняла первое место в ренкинге активности Казахстанской фондовой биржи KASE и теперь стабильно сохраняет эту позицию за собой. А месяцем ранее мы стали крупнейшим розничным оператором государственного проекта Казахстана «Народное IPO», открыв более 23 000 счетов физических лиц. Сегодня мы значимый игрок местного рынка, хотя четыре года назад у нас не было в Алма-Ате даже небольшого офиса. Оказывается, иногда на незнакомом тебе рынке бизнес можно построить быстрее и эффективнее, чем у себя дома — в России.

 

Разведка боем

 

Первый раз я приехал в Казахстан в мае 2011 года — знакомые рассказали, что один из местных банков хочет продать инвестиционную компанию, и я решил совместить приятное с полезным: посмотреть страну и заодно провести несколько встреч, изучить предложение.

 

Договориться о сделке тогда не удалось: у нас просто не было столько денег, сколько хотел получить продавец. Зато я провёл в Казахстане несколько месяцев, повстречался с разными участниками рынка, успел привыкнуть к Алма-Ате и пришел к выводу, что здесь можно сделать то, что в Москве очень дорого. В Алма-Ате было очень мало конкурентов, мало инвестиционных предложений и при этом концентрация капитала очень высокая. На билбордах — сплошь реклама дорогих часов, на дорогах — вполне московское автомобильное разнообразие. Мне показалось, что здесь может быть много наших клиентов, и я решил окунуться в историю создания большого брокерского бизнеса в Казахстане.

 

Мы довольно быстро открыли в Алма-Ате филиал, с собой из Москвы я привёз двоих заместителей, а весь остальной персонал, в первую очередь сейлзов, мы набрали из местных ребят. Именно тогда меня приятно удивил достаточно высокий уровень сотрудников, качество образования ребят, которых мы смотрели тогда, было совсем не хуже среднего московского. Аренда помещения — раза в четыре ниже, чем в Москве, зарплаты в то время были ниже раза в два с половиной, поэтому наш старт в Алма-Ате по затратам можно вполне сравнить с открытием регионального офиса, например, в Питере. Языкового барьера в Алма-Ате фактически нет, хотя закон и требует выпускать рекламные материалы на двух языках, что оказалось простой задачей.

Читать далее