Меры властей по спасению фондового рынка были противоречивы и плохо скоординированы и потому неэффективны.
Почему Китаю не удается остановить обвал
Zhang Wenkui / Zuma\TASS

«Я требую действенных мер для спасения рынка», – заявил премьер Ли Кэцян 4 июля на экстренном совещании ведущих финансистов. Он также просил Народный банк Китая (НБК), минфин и регуляторов рынка ценных бумаг и банков действовать скоординированно.

 

НБК выделил деньги на поддержку котировок и для помощи инвесторам, покупающим акции на заемные средства. Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг (CSRC) приостановила IPO. Госкомпании и инвестбанки пообещали покупать акции.

 

Этого оказалось мало. С 23 июля рынок просел еще на 8,9%, а с середины июня – на 27%, лишившись $3,4 трлн капитализации. Обвал выявил «недостаточную скоординированность регуляторов», отмечает экономист Китайской академии общественных наук Чжань Мин.

 

На совещании у премьера управляющий НБК Чжоу Сяочуань и министр финансов Лоу Цзивэй выступали против агрессивных интервенций. Но в итоге они согласились с планом премьера, а 8 июля его подписал председатель КНР Си Цзиньпин. НБК пообещал «усилить взаимодействие с финансовыми регуляторами, чтобы исключить возникновение системных или региональных финансовых рисков».

 

Этому пришлось учиться – опыта взаимодействия у регуляторов не было. О работе учрежденного в 2013 г. Координационного комитета по финансовой стабильности с тех пор ничего не слышно. 27 июня, когда рынок уже охватила распродажа, НБК понизил ставку и требования к резервам банков. А через несколько дней CSRC разрешила несколько IPO, хотя спроса на акции уже не было. Решение CSRC способствовало усилению распродаж, говорят аналитики.

 

Проблема в том, что НБК отвечает за финансовую стабильность в Китае, а CSRC, регулирующая рынки капитала, хочет дать закредитованным госкомпаниям возможность продавать акции, чтобы платить по долгам.

Читать далее