Пять вредных советов от юриста.
Как начинаются корпоративные войны
David Chang/EPA

Корпоративные споры случаются не только в средних и крупных компаниях. Малый бизнес они тоже не обходят стороной. Только информации о таких случаях гораздо меньше — в конфликтах редко задействованы СМИ, зато по накалу страстей споры ничуть не уступают войнам миллиардеров. Ведь зачастую проигравшая сторона рискует потерять всё. Как и из-за чего обычно возникают корпоративные споры в малом и среднем бизнесе?

 

Создавайте бизнес 50 на 50

 

Типичная ситуация — два товарища, партнёры по бизнесу, создав юридическое лицо, естественно, посчитали, что лучше равенство долей в уставном капитале, типовой устав и отсутствие документов, определяющих решение патовых ситуаций. А в жизни такие ситуации случаются довольно часто. Например, при решении вопросов о прекращении полномочий руководителя, о его избрании на новый срок, о заключении сделок с третьими лицами. В результате равные партнёры не могут договориться — общество фактически само блокирует свою деятельность, и участники, обвиняя друг друга, остаются ни с чем.

 

Логично предположить, что если бы доли были неравными, если бы присутствовал нетиповой устав, а также был заключён корпоративный договор, то часть из вопросов можно было бы предусмотреть и предотвратить до их появления.

 

Вот забавный пример из нашей практики. У наёмного руководителя компании закончился срок полномочий. Чтобы нанять нового гендиректора, необходимо согласовать его кандидатуру с обоими партнёрами. Но у каждого свой претендент. Так и живёт компания формально без директора. Хотите с кем-то поссориться — открывайте бизнес 50 на 50.

 

Назначайте руководителя, уверенного в собственной безнаказанности

 

Бытует мнение, что руководитель — это человек, которого невозможно привлечь к имущественной ответственности, зицпредседатель Фунт остался в произведениях Ильфа и Петрова. Однако это не так. Закон и судебная практика сформировали на протяжении последних 2–3 лет внятные правила рассмотрения таких дел.

 

Так, первым правилом можно назвать введение принципов работы руководителя. Его действия должны быть добросовестными и разумными. Руководитель заинтересован в минимизации возможных рисков и выполнении внутренних процедур общества. Если он делает всё на свой страх и риск, то вторым правилом можно назвать обязанность возмещения причинённых убытков обществу. В том числе и упущенной выгоды.

Читать далее