Минэкономики и Минфин отказали железнодорожным операторам, требовавшим прекратить госсубсидирование развития производства цистерн на "Тихвинхиммаше" Объединенной вагонной компании (ОВК) Александра Несиса.
Минэкономики не нашло профицита на рынке грузоперевозок
Иван Шаповалов / Коммерсантъ

Минэкономики и Минфин отказали железнодорожным операторам, требовавшим прекратить госсубсидирование развития производства цистерн на "Тихвинхиммаше" Объединенной вагонной компании (ОВК) Александра Несиса. Операторы опасались, что господдержка лишь увеличит избыток цистерн на падающем рынке грузоперевозок. Но, по мнению властей, хотя в этом секторе и есть профицит, проект предусматривает выпуск специализированных цистерн для химических грузов и сжиженных углеводородных газов (СУГ), востребованных рынком.

 

Минэкономики и Минфин отказались приостанавливать госсубсидирование проекта "Тихвинхиммаша" по выпуску вагонов-цистерн. Соответствующий отзыв от 27 июля, подписанный замглавы Минэкономики Игорем Ревой, есть у "Ъ".

 

17 июня Совет операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) направил письмо в правительство с просьбой отказаться от господдержки финансирования вагоностроительных проектов в условиях профицита (ОАО РЖД оценивало число лишних вагонов в 300 тыс. из 1,2 млн штук). В частности, СОЖТ предлагал не давать госгарантии на 3 млрд руб. инвестпроекту по производству цистерн ЗАО "Тихвинхиммаш", одобренному 15 мая. Полная стоимость проекта — 5,5 млрд руб., предельная сумма кредита от ФК "Открытие" — 3,04 млрд руб.. В июне проекту уже выданы госгарантии на предельную сумму в 760 млн руб. Операторы были против: как говорил в июне глава Первой грузовой компании (ПГК) Владимира Лисина Олег Букин, в условиях "кратного профицита" и наличия незадействованных мощностей по выпуску цистерн у Уралвагонзавода (УВЗ) странно давать госгарантии заводу, у которого производства цистерн вообще нет.

 

Минэкономики признает факт профицита цистерн для нефтеналивных продуктов и полувагонов, отмечая, что за десять лет выпущено около 105 тыс. таких цистерн, тогда как остальные типы вагонов производились в значительно меньших объемах. Но в письме отмечено, что "Тихвинхиммаш" будет выпускать инновационные цистерны на тележках Barber с осевой нагрузкой 25 тонн, а номенклатура будет включать химические вагоны-цистерны и сочлененные цистерны, аналогов которых на рынке нет. В министерстве "Ъ" уточнили, что оснований для приостановки финансирования нет. Вместе с тем Минфин отмечает, что информация об избыточности господдержки вагоностроителей будет учтена при формировании бюджета на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов. В ОВК заявили, что компании добавить к аргументации Минэкономики нечего.

 

Операторы позицию Минэкономики не комментируют. В ПГК лишь говорят, что письма министерства не видели, но от позиции о недопустимости финансирования производства цистерн при профиците и действующем госпроизводителе не отказываются. Источник "Ъ" на рынке замечает, что такова особенность госорганов: они не склонны признавать ошибочность ранее принятых решений.

 

По мнению главы агентства "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, отказ логичен: претензии операторов были бы понятны, если бы речь шла о нефтеналивных цистернах, но по цистернам для химических грузов и СУГ профицита нет. Он добавил, что неясно, как создание производства в Тихвине задевает интересы крупных операторов: цистерны для СУГ эксплуатирует узкий круг кэптивных операторов ("Газпромтранс", "СИБУР-Транс", "Лукойл-транс", "РН-Транс") и "СГ-Транс", а химические цистерны и цистерны для кислот в основном находятся в собственности крупнейших производителей этой продукции. А что касается недозагруженности УВЗ, то здесь речь идет в первую очередь не о специализированных, а о профицитных нефтеналивных цистернах, говорит господин Бурмистров.