Россияне не готовы экономить на жилье, говорит статистика. Но реальность совсем другая.
Россияне отказались экономить на жилье
Донат Сорокин/ТАСС

Как известно, есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика. Вот вам очередной пример статистического лукавства. Данные опросы Mail.ru гласят, что в этом году 33% респондентов готовы экономить на путешествиях, 18,5% — на алкоголе, еще 10% — на ресторанах, и только менее 3% — на недвижимости. Поверишь в такое, и жизнь сразу налаживается.

 

Увы, но все подобного рода исследования фиксируют так называемый потенциальный спрос. В принципе, хочешь новую машину, квартиру, дачу, яхту, паровоз? А то! Но вот со сбычей мечт все гораздо сложнее. Например, по данным компании Est-a-Tet, по сравнению с ажиотажным концом 14-го года на первичном рынке Москвы уровень потенциального спроса упал почти на 7%, а реализованного почти на 51%. Короче, все много интересуются, но мало покупают. Вот почему мало покупают — это вопрос. И ответ — потому что нет денег — отчасти верный, но далеко не исчерпывающий.

 

Хотя первая из причин — денег нет или больше нет. Следующий по значимости фактор — опасения по поводу дальнейшего развития экономической ситуации в стране. О том, как быстро способна меняться эта ситуация, можно даже не напоминать. К сожалению, еще быстрее она способна меняться в одной конкретно взятой семье. Раздумья, а сохраню ли завтра я работу и смогу ли завтра потянуть оформленную сегодня ипотеку, тоже тормозят сделки, равно как и раздумья, что вот сейчас оно подешевеет или кто объявит дикие скидки или бонусом предложит вторую квартиру бесплатно. Субсидированной ипотечной ставкой государство поддержало первичный рынок, а вот вторичному подарка не досталось. Ситуация на нем аховая, а ведь деньги на новостройку часто выручаются от продажи старой квартиры. Вывод: первичный рынок и еще один пласт покупателей лишены друг друга.