Кризис диктует предпринимателям новые условия: традиционные средства удержания клиентов, такие как низкие цены, больше не работают.
Владельцы офисов больше не делают ставку на низкие ставки
Григорий Собченко/BFM.ru

2015 год может войти в историю офисного рынка как первый, в котором показатель поглощения будет ниже нуля. Поглощение рассчитывается как разница между общим объемом всех занятых арендаторами офисов в конце и в начале периода, в данном случае года. Так вот в 2015 году эта разница впервые может быть отрицательной.

 

По статистике компании Cushman & Wakefield, по итогам полугодия показатель — уже минус 174 тысячи квадратов. Надежда, что все еще может поправиться, остается только у записных оптимистов. Да и остальные рыночные показатели печальны. По данным компании RRG за июнь, средняя арендная ставка в Москве за год снизилась на 29%. 73 офисных квадрата на Кропоткинской недавно предлагали снять за 9 тысяч рублей за квадратный метр в год. Это с отделкой и включенной коммуналкой. И такое предложение в компании «Проэдиум» называют далеко не единственным. Выходит, удаленные проекты лишаются главного конкурентного преимущества — низкой ставки. Хотя директор по маркетингу делового квартала «Неополис» Светлана Григорьева не считает это преимущество единственным.

 

Светлана Григорьева, директор по маркетингу делового квартала «Неополис»:

 

«Привлекая арендаторов в нестандартную локацию, не стоит ограничиваться лишь традиционными средствами. Наиболее востребованы бизнес-центры с организацией пространства, предлагающие досуговую часть для сотрудников, для их семей. Например, возможно компенсировать время менеджеров, потраченное на дорогу из офиса до дома такими услугами, как спортивная активность, бизнес-образование, проведение корпоративных мероприятий. На Западе идея офиса как не только рабочего, но и культурно-развлекательного пространства давно популярно. В России уже тоже появились объекты, готовые предложить все необходимое для комфортного развития бизнеса или лайфстайла».